Как-то позвонила учительница моей внучки Софии из ставропольского лицея №5 Наталья Александровна Ковалёва, чтобы подошли и получили пакет с продуктами на период пандемии. Меня это погрузило в воспоминания о своём периоде работы в школе.
Роль учителя во все времена — быть на передовой. В годы Великой Отечественной советские педагоги участвовали в обороне страны. Вернувшись с фронта, с любовью обучали детей своих погибших однополчан, поддерживая вдов с детьми-сиротами. Они воспитали патриотов, самоотверженных борцов, умелых руководителей послевоенного периода. Среди учителей того времени много Героев Советского Союза, награждённых орденами и медалями.
Какой учитель сегодня? «Тот же!» — мой ответ. Эта профессия востребована во все времена. Этот вид деятельности оценивается и обсуждается всеми. Учитель живёт школой, радуясь успехам своих учеников, называя их «мои дети», «моя Оля», «мой Саша». Школа и сегодня держится на любви и уважении учителей к детям. Это я вижу и слышу каждый день от внучки Софии и внука Алана, живущих в Ставрополе, внуков-москвичей Алима и Амира. Будучи на карантине, дети скучают по своим учителям, школе.
Как показывает статистика, сегодня в школах 1/6 часть педагогов — пенсионеры. Молодёжь не особо хочет идти работать из-за сложностей и низкой зарплаты. Но труд в школе никогда не был лёгким и высокооплачиваемым, к сожалению. Да, изменились программы, учебники, формы и виды работы, но также изменились и ученики, и их родители.
Учителю действительно сложно. Информации много, читающих книги мало. Нужно согласиться с тем, что сказал академик А. Асмолов: «В обществе обнищание души при обогащении информацией». Как в этой ситуации должен работать учитель? Имеет ли он право оставаться прежним? Опять нахожу ответ в высказывании Л.Н. Толстого. Он сказал: «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества — большие знания и большое сердце». Да, получить хорошие академические знания — залог успеха. А как научить ребёнка тому, что знаешь сам? Это особый талант.
За 46 лет работы я посетила сотни хороших уроков по разным предметам. По месту работы мужа пришлось жить в Новоселицком районе. Я изучила стиль и методы работы многих учителей: Т.М. Брюнковой, Н.Ф Трушевой. Неоднократно бывала на уроках В.А. Богомоловой. Как это было интересно! Казалось, что побывала на спектакле «Ревизора» в классе. Или, например, новаторство Маяковского: весь урок Вера Андреевна читала наизусть стихи поэта.
Нельзя не сказать и о значении руководства отделом образования. Очевидно, что такой громадной системой необходимо управлять грамотно, как, впрочем, и другими направлениями. Образование носит непрерывный характер. Вспоминаю неустанный труд заведующих отделом образования в разные годы Б.П. Шурганова, Л.И. Борисовой. Они работали в этой должности в разные периоды до развала СССР и в 90-е годы, когда выживали, как могли: не было достаточного финансирования отрасли, не выдавали месяцами зарплаты учителям, в срочном порядке писали уставы школ. Под руководством Л.И. Борисовой в отделе образования работали неутомимые труженицы, грамотные специалисты Л.А. Спешилова, Л.П. Усова, А.Г. Катенев. Какая была радость, когда правдами и неправдами приходилось добывать оборудование и мебель.
Помню случай, когда в Будённовске проходило кустовое совещание по проблемам образования, и нам сообщили, что выделяют шифер на школьные крыши. Сотрудникам пришлось самим его разгружать, но по дороге в Новоселицкое мы пели от радости. Несмотря на трудности многие выпускники школ района поступили в педагогические вузы и вернулись работать в родные школы. Стали учителями А. Чечель, М. Барановский, С. Привалов, Л. Байчорова, О. Савочкина, Л. Кияненко, Ю. Демин, Н. Глоба и многие другие.
Что сегодня хочет общество от педагога? Высокий уровень подготовки, индивидуальный подход, умение предотвращать конфликты, ярко преподносить учебный материал, справедливо относиться к ученикам.
Отработав в системе образования 46 лет, сделала вывод: качество урока зависит только от учителя. В мои школьные годы, которые прошли в Карачаево-Черкесии, на всю жизнь запомнились уроки Р.Б. Алиевой, Б.М. Шаманова, на тот момент молодых учителей, М.Т. Гогуева, С.Т. Узденова — участников Великой Отечественной войны, награждённых орденами и медалями. Позже моих коллег в школе: А.С. Дряпун, Л.И. Караевой, Л.А. Дотдаевой, Ф.Р. Акбаевой, К.Б. Киселёвой.
Во время работы, конечно, были определённые трудности. И как умело учителя старшего поколения умели входить в наше положение, поддержать, убедить. Спасибо им! Я убеждена, что хороший учитель был в прошлом, настоящем и будет в будущем. Профессия педагога по возрасту не молодая, но по духу всегда юная, интересная, привлекательная.
В 1997 году я перешла на работу в Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования, которым руководила чуткий ответственный педагог Л.Я. Селюкова. Мне посчастливилось поработать с замечательными учителями (хотя по должности они были преподавателями), мастерами своего дела, у которых был и есть непререкаемый авторитет у учителей края: Р.Г. Карандашова, В.И. Сидоров, Ф.М. Покровский, Л.Д. Теряева, Р.С. Дубровина. К ним всегда можно было обратиться за консультацией, советом. Если кто-то из них оценивал мою работу, для меня это было важно.
Эпидемия коронавируса скоро пройдёт, школы откроются, ученики увидят своих педагогов, и есть надежда, что отношение к учителям изменится в лучшую сторону.
Когда-то давно корреспондент газеты взял у меня интервью, и последний вопрос звучал так: «Что бы вы хотели ещё в жизни?». Повторю ответ дословно: «Хочу, чтобы у меня была внучка и она стала учительницей». Наконец появилась внучка София. Надеюсь, что она будет учительницей.
А.А. ЧОТЧАЕВА, отличник народного просвещения.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 16 июля 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.