С первых дней войны Красная Армия проявляла массовый героизм, пытаясь затормозить продвижение врага. Не оставались в стороне и военно-воздушные силы. Широкое распространение получили тараны, в том числе огненные, с их помощью уничтожалось большое количество живой силы и техники противника
Оружие русских
Классический воздушный таран — направление своего самолёта на противника. Впервые его применил в 1914 году штабс-капитан Пётр Нестеров. На высоте более 500 метров он направил свой моноплан на самолёт австрийцев. С тех пор наши пилоты часто пользовались этим способом ведения боя.
Особое распространение таран получил во время Великой Отечественной. Наши лётчики пользовались им при израсходовании топлива и боеприпасов или в случае выхода из строя оружия. Разновидностью тарана является огненный. К нему прибегали при значительных повреждениях самолёта, когда было понятно, что летательный аппарат ждёт неминуемая гибель. Лётчик в такой ситуации стоял перед сложным выбором: или не выполнить задание и попасть в плен, или ценой собственной жизни уничтожить врага. Нередко выбирали второе.
Самолёт направлялся в скопление живой силы и техники врага на земле или в водную цель. Огненные тараны пилоты совершали и во время летних сражений 1941 года, и при обороне Москвы, Ленинграда и Сталинграда, в сражениях на Курской дуге и Днепре, в Белоруссии и Польше, после разгрома Германии — в кампании против императорской Японии.
Камикадзе по-советски
Огненный таран требовал от пилота особого мужества, необходимо было обладать железными нервам и готовностью к самопожертвованию. Главный маршал авиации Александр Новиков говорил: таран — наивысшее проявление морального фактора, который не мог учесть противник. За время Великой Отечественной войны отмечено около 600 случаев таранов, из них 506 — наземные цели.
На врага!
Первым на противника направил полыхающий самолёт 27-летний старший лейтенант Пётр Чиркин. Это произошло на Западной Украине в первый день войны — 22 июня 1941 года. Истребитель И-153 ворвался прямо в центр немецкой танковой колонны.
Навсегда вписан в историю русской воинской славы и подвиг экипажа капитана Николая Гастелло. 26 июня два бомбардировщика ДБ-3ф вели обстрел колонны немецких танков у Радошковичи-Молодечно. Самолёт Гастелло облетел бронетанковую группу вермахта, стоявшую у цистерн с горючим. Самолёт уже уходил от цели, как вдруг в топливный бак попал снаряд. Спустя несколько секунд машина была объята пламенем. В этот момент Гастелло направил её в скопление танков.
В сентябре 1941 года первый и единственный раз в истории таран совершила женщина. Лётчик Екатерина Зеленко на бомбардировщике Су-2 сумела уничтожить истребитель фашистов, а затем пошла на таран второго. От удара самолёт разломился пополам, а лётчица погибла.
Бывали случаи и морских огненных таранов. Экипаж майора Меркулова 19 марта 1945 года вылетел на задание для нанесения удара по конвою, доставлявшему подкрепление в Курляндский котёл. Самолёт атаковал суда, но был повреждён противником и загорелся. Экипаж направил летательный аппарат на корабли немцев. Все лётчики погибли.
Награды для героев
Несмотря на то что тараны не были предусмотрены уставом, советское командование считало их проявлением героизма. Лётчики, пошедшие на таран, практически всегда получали награду. Прославлять таких героев-авиаторов Совинформбюро начало после подвига Гастелло, который посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
Иван ПРОШКИН.
Источник: «Огненные тараны» советских лётчиков».
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 7 мая 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.