Газета «Родина». Духовная колонизация

Мы по сто раз на дню говорим о деньгах и ни разу о духе и духовности человека. Исключение, возможно, составляют священники, но и в их устах возвышенные слова звучат довольно фальшиво. Люди сразу припоминают их золочёные одеяния, крутые машины, часы по 300 тыс. долларов на руке у Патриарха или его чудо-дворец где-то на берегу Чёрного моря

Но нам, коммунистам, необходимо постоянно обращаться к этой теме. Если для верующих дух и духовность – понятия исключительно религиозные, то для коммунистов и атеистов это вполне светские понятия. Дух – возвышенная, надличностная идея, усваиваемая человеком – его «над-Я». Духовность – служение этой идее.

Дух не нужно путать с душой, душа – «Я» человека, а духовность не нужно путать с душевностью, под которой обычно понимается приятность в общении. Она особенно ярко проявляется в заинтересованности в другом человеке.

Собственно говоря, именно духовность и превращает человека в Человека, вырывает его из животного эгоизма и социального детерминизма.

С позиций духовности можно оценивать и различные народы. Образно говоря, на что молится тот или иной народ, что он считает своей высшей ценностью – и есть мера его духовности. Для одних народов высшая ценность – деньги и вещи. Такова в своей сущности вся западная цивилизация. Не нужно верить американцам, что они веруют в бога, как это у них написано на долларе. Для них бог – доллар, храм – банк, смысл и цель бытия – выгода.

Для других народов духовность – именно божественность. Такова, в сущности, вся восточная цивилизация от ислама до конфуцианства.

Для русских же духовность – прежде всего комплекс понятий нравственного порядка, таких, как справедливость, совесть, добро, любовь, смысл бытия. Именно этими вопросами издревле мучается русский человек (русский по ментальности, а не по документам) – ищет ответы на них, спорит, страдает ими. И потому он так непонятен западным мыслителям.

Но мы и сами себя не понимаем толком, лишь знаем, что страдать, метаться, выть от невозможности упорядочить свою душу, достичь в самом себе гармонии – очень даже по-нашему. Русский может жить в залатанной одежде, но не может с залатанной совестью. Всё время штопает её…

Русские не приспосабливаются к цивилизации. Им не надо, чтобы было так же, как у НИХ, и не удаляются от неё, как те же буддисты, они пытаются изменить цивилизацию, т.е. одухотворить, и начинают именно с себя. Вот как А.М. Горький в рассказе «Супруги Орловы» описывает терзания русской души на примере самого Орлова: «Я себя проявлю! Как? Это одному дьяволу известно… Жена? Ну её ко всем чертям! Разве таким, как я, жена нужна? На кой её… когда меня во все четыре стороны сразу тянет… Я родился с беспокойством в сердце… и судьба моя – быть босяком! Ходил я и ездил в разные стороны… никакого утешения… Пью? Конечно, а как же? Всё-таки водка — она гасит сердце… А горит сердце большим огнём… Противно всё – города, деревни, люди разных калибров… Тьфу! Неужто же лучше этого и выдумать ничего нельзя? Все друг на друга… так бы всех и передушил! Эх ты, жизнь, дьявольская ты премудрость!».

А какой русский живёт без беспокойства в сердце? Кого не тянет на все четыре стороны? Кто не узнал себя в Орлове?

Тут нам и приходит «на помощь» западный мир: люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех. «Ищут все ответа, где главный идеал? Пока ответа нету, копите капитал». Запад осуществляет духовную колонизацию нашего народа, которая гораздо страшнее любой иной колонизации, потому что предполагает наш отказ от самих себя.

Главная опасность духовной колонизации заключается в том, что она не замечается людьми и воспринимается ими как естественный процесс или в качестве прогрессивного взаимообогащения культур. Но в том-то и дело, что происходит не взаимообогащение, а поглощение одной духовной культуры другой.

Увы, мы всё больше превращаемся из русских в американцев. И почти никто не бьёт по этому поводу в громкий колокол беды.

Остановлюсь на некоторых примерах.

Есть такая передача «Голос. Дети». Почему там участники не менее половины песен поют на английском языке? Сами они выбирают себе репертуар? Тут просматривается расчёт взрослых на заграничную аудиторию. И почему совершенно пропали детские песни? Когда школьница поёт про стилягу из Москвы, впору святых выносить…

Есть такие передачи, как «Кто хочет стать миллионером?», «Секрет на миллион», бессмертное «Поле чудес». Кто сознательно прививает русским людям денежную похоть? Почему нет передачи, например, «Кто хочет стать духовным человеком»? Мудрец Лао Цзы писал: «…Нет большей опасности, чем стремление к приобретению (богатств)». Он ошибался, наши телевизионщики мудрее? Такие передачи только подстрекают людей к преступлениям…

А вот пример ещё нагляднее: вы можете отличить по форме одежды российского солдата от НАТОвского? Я, кадровый военный, в этом вопросе испытываю затруднения. Зачем русскому солдату вместо сапог всучили непрактичные ботинки, а на голову напялили каску фашистского образца? Может, затем, чтобы привыкали к облику НАТОвцев, когда они станут разгуливать по улицам наших городов?

Мы незаметно для себя отказались от обращения к старшим и уважаемым людям по имени и отчеству. Но ведь это – американская традиция, русская же совсем иная – Петрович, Фёдоровна, Кузьмич и т.д. Кто считает это мелочью, уже стал американцем.

А каких нам Дедов Морозов предлагает на Новый год система торговли? Сплошные Санта Клаусы. Кто и зачем их штампует? Может, затем, чтобы сэкономить на Снегурочке? Но Санта Клаус – не наша культура. Как и «Киндер-сюрпризы», «Барби», «Чупа-чупсы», «Шрэки» и прочие «мелочи», с раннего детства воспитывающие подрастающее поколение в нерусском духе.

«Ничего личного, только бизнес!» Это русская фраза? Это же американизм. Изначально в русском бизнесе самой надёжной гарантией выполнения достигнутых соглашений было «купеческое слово», т.е. личностный фактор.

«А кому сегодня легко?» Разве русские так говорили? Они выжили именно потому, что служили опорой друг другу и в бедах спасали друг друга. Русские говорили иное: чужой беды не бывает.

«Это ваши проблемы!» Эта фраза давно уже пустила глубокие корни в нашем обществе. Но ведь русские – народ-коллективист, особенно сельский, который всегда жил общинно и в царское время, и в советское в виде колхозов и совхозов. И вдруг – фраза: это твои проблемы, а это – мои. Что тут русского-то? Русские – не карнавал, а хоровод. Разница есть? В хороводе главное не «я», а «мы».

«Хватит работать, пора зарабатывать!» Когда у нас так говорили? Для русского человека заработок сам по себе никогда не был самоцелью. Русский думал больше о пользе людям, о служении: «…Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!» (А.С. Пушкин). Более того, русского человека иной раз можно даже унизить заработком – когда он что-то делает безвозмездно, от души, а ему предлагают за это деньги…

Группа немецких туристов проезжала по Кубанскому краю. В одном из сёл остановились у колодца напиться воды. Шумели, смеялись, привлекли к себе внимание одной из жительниц села. Она вышла к немцам, неся в фартуке яблоки, и стала угощать неожиданных гостей. Немцы брали яблоки и тут же начинали шарить по карманам в поисках денег, чтобы расплатиться. На что женщина им ответила на смеси русского с украинским: «Та яки ж гроши, немчики! Мы ж з вами воювалы!»

А что такое нынешние популярные артисты? Это даже не «пятая колонна», а какая-то стая, свившая гнёзда на телевизионных экранах страны, каркающая оттуда с чужого голоса и гадящая на головы собственного народа, который их содержит. Пример с А. Макаревичем – лишь штрих к общей картине непатриотичности людей, призванных возвышать дух народа.

Впрочем, что взять с артистов, если они берут пример с чиновников – чем выше по должности, тем циничнее ведущих себя в отношении вскормившей их Родины. Теперь у них другая родина – заграница, где они учатся, лечатся, отдыхают. Например, по утверждениям блогеров, пресс-секретарь Президента России Д. Песков позволил себе в январе недельный отдых с женой на самой большой яхте в мире длиной в 88 метров, заплатив 26 млн рублей, т.е. три годовых оклада. Кто поверит, что он живёт на одну зарплату или думает о благе народа? Правда, сам Песков твердит, мол, «не виноватый я», а ему показывают фотографии с этой самой яхты…

Итак, духовная колонизация – не выдумка и не миф, а реальный процесс размывания нашей духовности – смена одной морали на другую. Его последствия были особенно ощутимы в ходе последних президентских выборов. Все знают, как самая образованная часть нашего общества – учитель, медик, социальный работник, чиновник – откровенно мошенничала, искажая волю избирателей.

Потому что они усвоили: «ничего личного», «это ваши проблемы», «а кому сегодня легко», «нужно же зарабатывать» и т.д. Меркантильность правит бал, разве это по-русски?

Н. Ф. БОНДАРЕНКО.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 26 апреля 2018 г.  на сайте ЦК КПРФ,  а также  на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

восемь + семнадцать =