Начало в №46 (1304) от 21 ноября 2019 г.
Слово Сталина
Значение империалистической войны, разыгравшейся десять лет тому назад, состоит, между прочим, в том, что она собрала все эти противоречия в один узел и бросила их на чашу весов, ускорив и облегчив революционные битвы пролетариата. Иначе говоря, империализм привёл не только к тому, что революция стала практической неизбежностью, но и к тому, что создались благоприятные условия для прямого штурма твердынь капитализма. Такова международная обстановка, породившая ленинизм.
Всё это хорошо, скажут нам, но при чём тут Россия, которая ведь не была и не могла быть классической страной империализма?
При чём тут Ленин, который работал прежде всего в России и для России?
Почему именно Россия послужила очагом ленинизма, родиной теории и практики пролетарской революции?
Потому что Россия была узловым пунктом всех этих противоречий империализма. Потому что Россия была беременна революцией более, чем какая-либо другая страна, и только она была в состоянии ввиду этого разрешить эти противоречия революционным путём.
Начать с того, что царская Россия была очагом всякого рода гнёта — и капиталистического, и колониального, и военного, — взятого в его наиболее бесчеловечной и варварской форме. Кому не известно, что в России всесилие капитала сливалось с деспотизмом царизма, агрессивность русского национализма — с палачеством царизма в отношении нерусских народов, эксплуатация целых районов — Турции, Персии, Китая — с захватом этих районов царизмом, с войной за захват?
Ленин был прав, говоря, что царизм есть «военно-феодальный империализм». Царизм был сосредоточением наиболее отрицательных сторон империализма, возведённых в квадрат.
Далее. Царская Россия была величайшим резервом западного империализма не только в том смысле, что она давала свободный доступ заграничному капиталу, державшему в руках такие решающие отрасли народного хозяйства России, как топливо и металлургию, но и в том смысле, что она могла поставить в пользу западных империалистов миллионы солдат…
Дальше. Царизм был не только сторожевым псом империализма на востоке Европы, но он был ещё агентурой западного империализма для выколачивания из населения сотен миллионов процентов на займы, отпускавшиеся ему в Париже и Лондоне, в Берлине, Брюсселе.
Наконец, царизм был вернейшим союзником западного империализма по дележу Турции, Персии, Китая и т.д.
Кому не известно, что империалистическая война велась царизмом в союзе с империалистами Антанты, что Россия являлась существенным элементом этой войны?
Вот почему интересы царизма и западного империализма сплетались между собой и сливались в конце концов в единый клубок интересов империализма.
Мог ли западный империализм помириться с потерей такой мощной опоры на Востоке и такого богатого резервуара сил и средств, как старая царская буржуазная Россия?.. Конечно, не мог! Но из этого следует, что кто хотел бить по царизму, кто восставал против царизма, тот должен был восстать и против империализма, тот неизбежно замахивался на империализм…
Революция против царизма приближалась и должна была перерасти в революцию против империализма, в революцию пролетарскую…
Вот почему Россия должна была стать узловым пунктом противоречий империализма не только в том смысле, что противоречия эти всего легче вскрывались именно в России ввиду особо безобразного и особенно нетерпимого их характера и не только потому, что Россия была важнейшей опорой западного империализма, соединяющей финансовый капитал Запада с колониями Востока, но и потому, что в России существовала реальная сила, могущая разрешить противоречия империализма революционным путём.
Но из этого следует, что революция в России не могла не стать пролетарской, что она не могла не принять в первые же дни своего развития международный характер, что она не могла, таким образом, не потрясти самые основы мирового империализма.
Могли ли русские коммунисты при таком положении вещей ограничиться в своей работе узко национальными рамками русской революции? Конечно, нет!..
Русские коммунисты иначе и не могли действовать, ибо на этом пути можно было рассчитывать на известные изменения в международной обстановке, могущие гарантировать Россию от реставрации буржуазных порядков.
Вот почему Россия стала очагом ленинизма, а вождь российских коммунистов Ленин — её творцом…
Нельзя считать случайностью тот факт, что Ленин ещё в 1902 году, когда русская революция только зачиналась, писал в своей брошюре «Что делать?» вещие слова: «История поставила теперь перед нами ближайшую задачу, которая является наиболее революционной из всех ближайших задач пролетариата какой бы то ни было другой страны… осуществление этой задачи, разрушение самого могучего оплота не только европейской, но также… и азиатской реакции сделало бы российский пролетариат авангардом международного революционного пролетариата».
Иначе говоря, центр революционного движения должен был переместиться в Россию. Известно, что ход революции в России оправдал это предсказание Ленина с избытком.
Мудрено ли после этого, что страна, проделавшая такую революцию и имевшая такой пролетариат, послужила родиной теории и тактики пролетарской революции?
Мудрено ли, что вождь российского пролетариата Ленин стал вместе с тем творцом этой теории и тактики и вождём международного пролетариата?
- МЕТОД
…Между тем надвигалась новая полоса империалистических войн и революционных схваток пролетариата. Старые методы борьбы оказывались явно недостаточными и бессильными перед всесилием финансового капитала. Необходимо было пересмотреть всю работу II Интернационала, весь его метод работы, изгнав вон филистёрство, узколобие, политиканство, ренегатство, социал-шовинизм, социалпацифизм…
Без этого пролетариат рисковал очутиться перед лицом новых революционных схваток недостаточно вооружённым или даже просто безоружным. Эта честь генеральной проверки и генеральной чистки авгиевых конюшен II Интернационала выпала на долю ленинизма…
К чему сводятся требования этого метода? Во-первых, к проверке теоретических догм II Интернационала в огне революционной борьбы масс, в огне живой практики, т.е. к восстановлению разрушенного единства между теорией и практикой, к ликвидации разрыва между ними, ибо только так можно создать действительно пролетарскую партию, вооружённую революционной теорией.
Во-вторых, к проверке политики партий II Интернационала не по их лозунгам и резолюциям (которым верить нельзя), а по их делам, по их действиям, ибо только так можно завоевать и заслужить доверие пролетарских масс.
В-третьих, к перестройке всей партийной работы на новый революционный лад в духе воспитания и подготовки масс к революционной борьбе, ибо только так можно подготовить массы к пролетарской революции.
В-четвёртых, к самокритике пролетарских партий, к обучению и воспитанию их на собственных ошибках, ибо только так можно воспитать действительные кадры и действительных лидеров партии. Таковы основа и сущность метода ленинизма.
У оппортунистов II Интернационала существует ряд теоретических догм, от которых они всегда танцуют, как от печки. Возьмём несколько из них. Догма первая. Оппортунисты уверяют, что пролетариат не может и не должен брать власть, если он не является сам большинством в стране… Разве не ясно, что практика революционной борьбы масс бьёт и побивает эту обветшалую догму?
Догма вторая. Пролетариат не может удержать власть, если у него нет в наличии достаточного количества готовых культурных и администраторских кадров, способных наладить управление страной — сначала нужно выработать эти кадры в условиях капитализма, а потом брать власть. Допустим, отвечает Ленин. Но почему нельзя повернуть дело так, чтобы сначала взять власть, создать благоприятные условия для развития пролетариата, а потом двинуться вперёд семимильными шагами для развития пролетариата?..
Догма третья. Метод общей политической забастовки неприемлем для пролетариата, ибо он теоретически несостоятелен, практически опасен (может расстроить обычный ход хозяйственной жизни страны), не может заменить парламентских форм борьбы, являющихся главной формой классовой борьбы пролетариата. Хорошо, отвечают ленинцы… Кто и где доказал, что парламентская форма борьбы является главной формой борьбы пролетариата?.. Разве революция в России не показала, что общая политическая забастовка является величайшей школой пролетарской революции?.. Разве не ясно, что практика революционной борьбы разбивает и эту догму оппортунистов? Таковы в общем характерные черты метода ленинизма…
Метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического революционного метода Маркса, его материалистической диалектики.
Продолжение в следующем номере.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 28 ноября 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.