Александре Пахмутовой 9 ноября исполнилось 90 лет. Трудно в это поверить, глядя на жизнерадостную, всегда улыбающуюся женщину. Тем более что всё её творчество, вся жизнь ассоциируются с комсомолом, молодёжью, а музыка наполнена жизнеутверждающими ритмами. первые песни.
Александра Николаевна Пахмутова — Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Государственной премии, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премии Союзного государства России и Беларуси, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Но сама она больше всего ценит самое дорогое для себя звание — композитора.
В её музыке запечатлены наша история и современность. Её песни пели на стройках и в студенческих общежитиях, на Олимпиаде-80 и в пионерских лагерях. Её музыка звучала в кинофильмах и на танцплощадках. Александра Пахмутова автор более 400 песен. Она — одна из самых любимых русских композиторов нашей эпохи.
Родилась Александра Николаевна в 1929 году в посёлке Бекетовка под Сталинградом. Её отец был партийным работником, но хорошо играл сразу на нескольких музыкальных инструментах. Однажды мать застала свою трёхлетнюю дочь у домашнего пианино, девочка на слух подбирала только что услышанную мелодию.
В пять лет маленькая Александра уже сочинила своё первое произведение — фортепианную пьесу «Петухи поют». В девять лет вместе с отцом играла в четыре руки первую часть соль-минорной симфонии Моцарта. Война прервала занятия в Сталинградской музыкальной школе, но уже через два года, в разгар войны, Пахмутова поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу.
Успешное обучение позволило ей в 1948 году стать студенткой Московской государственной консерватории. И в 1953 году она получила диплом с отличием. Затем Александра поступила в аспирантуру и успешно защитила диссертацию по теме, связанной с оперой «Руслан и Людмила». К этому же времени относятся и первые песни. Этот жанр занял особое место в творчестве композитора.
В 1956 году в музыкальной редакции детского радиовещания Пахмутова познакомилась с актёром театра юного зрителя и начинающим поэтом Николаем Добронравовым, который стал ей мужем и автором стихов многих её песен. Их попросили сочинить вместе песенку о летних каникулах «Лодочка моторная». «На этой лодочке мы и отправились в плаванье по жизни», — шутит Николай Добронравов.
Уже более полувека они вместе: он пишет стихи, она — музыку. Практически все их песни стали хитами. И народным достоянием. Александра Пахмутова создавала проникновенные песни о строителях сибирских электростанций, о том, что трус не играет в хоккей, о вечно молодом Ленине, о Юрии Гагарине. Все они, без преувеличения, были свое-образной песенной летописью того времени, и при этом их торжественность никогда не становилась официозной, а лирика — слащавой.
Иногда Пахмутову критиковали за то, что она писала песни на заказ, якобы от них веет идеологией, на что композитор не раз говорила, что писала песни о людях, которые самоотверженно служили своей стране, работали на её благо день и ночь. Поэтому несмотря ни на что значительное место в её творчестве занимает ленинско-комсомольская тематика. В её песнях — судьба страны и судьба народа, память о войне и начале освоения космоса, подвиги лётчиков и строителей, романтика путешественников и комсомольцев. И вечные темы — добро и зло, любовь и ненависть.
Сами собой темы музыкальных произведений не возникали, не появлялись ниоткуда. Пахмутова и Добронравов много путешествовали по стране, встречались с людьми, отсюда и злободневность их песен, которые посвящались знаковым событиям советского государства. Вот несколько историй создания этих произведений.
В 1974 году Александру Пахмутову и Николая Добронравова пригласили посетить знаменитый заповедник «Беловежская пуща». Во время встречи с гостями его директор рассказал о своей мечте — песне об этом удивительном месте. Сам он писал стихи. Поэтому предложил одно из своих произведений переложить на музыку Пахмутовой. Но Александра Николаевна ответила, что пишет музыку только на стихи мужа. Тогда директор пошутил, что не отпустит гостей, пока песня не будет готова. Через два дня была написана «Беловежская пуща».
Песня «Как молоды мы были» написана Александрой Пахмутовой для кинофильма «Моя любовь на третьем курсе» (1977). Исполнить композицию предложили Александру Градскому, хотя ему на тот момент было 26 лет. Градский признавался, что это было довольно необычно, поскольку молодым человеком он пел с точки зрения взрослого. «Сегодня я её пою правильнее, — говорит он, — и по-другому. А Аля всегда говорит: «Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я всё время слежу, как ты её меняешь».
За несколько месяцев до начала Олимпиады в Москве в 1980 году Александре Пахмутовой с Николаем Добронравовым заказали песню с основной темой: «До свидания, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!» Но в это время США решили бойкотировать московскую Олимпиаду в связи с войной в Афганистане. Тогда их попросили написать просто лирическую песню-прощание. На записи Лев Лещенко именно так её и пел: мягко, проникновенно. «Никто не знал, что получится в итоге, — вспоминает он. — Всё держалось в строжайшей тайне. Так что окончательный вариант я услышал только на стадионе во время закрытия».
Одна из самых лирических песен творческого союза Пахмутова-Добронравов — «Я не могу иначе», написанная в 1982 году. Она стала визитной карточкой Валентины Толкуновой. «Александра Николаевна мне позвонила, сказала: «Я написала песню, ты должна её спеть». А Николай Добронравов добавил: «Она для твоего характера, для твоей сути: актёрской и женской». Когда она была исполнена в программе «Голубой огонёк», редакцию просто завалили письмами с просьбой повторить песню. «Я не могу иначе» стала хитом на многие годы.
Намного раньше на свет появилась другая лирическая песня — «Нежность» из фильма «Три тополя на Плющихе». Сначала Пахмутова отказывалась сочинять её для «тётки, которая приехала на рынок мясом торговать». Тогда режиссёр картины Татьяна Лиознова уговорила композитора посмотреть фильм. Пахмутова из вежливости пришла, а уходя, заявила: «Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова». В итоге сочинила мелодию, пока шла после просмотра ленты от студии Горького до стоянки такси. А стихи к песне написаны Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. Первое исполнение «Нежности» в Колонном зале Дома Союзов было абсолютно провальным: Майя Кристалинская ушла со сцены в полной тишине…
Конечно, в последние годы о Пахмутовой вспоминают не столь часто, как хотелось бы. Но композитор не унывает по этому поводу и недавно в интервью заявила, что «от невостребованности не страдает», а наоборот, старается жить в ритме молодёжи. А громадный творческий багаж Александры Николаевны говорит сам за себя — не важно, о чём песня, если ноты к новому творению надиктованы сердцем, жанровые рамки исчезают сами собой.
Как-то в одной музыкальной передаче я услышала песню Пахмутовой «И вновь продолжается бой» в исполнении группы тяжёлого рока. Звучало необычно, но мощно, не сразу узнавалась мелодия. Можно поспешить и закидать шапками такую аранжировку, а можно посмотреть глубже: Пахмутова была современна, есть и будет, её музыка всем стилям доступна.
Подготовила Л. СЕРГЕЕВА.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 14 ноября 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.