В современных условиях слова «буржуа» или «буржуазия» используются всё реже и реже, дескать, эти понятия устарели. Но коммунисты не должны поддаваться этой моде, её цель — стереть классовые противоречия, представить хозяев и работников в качестве сладкой парочки. Вот и слово новое прижилось — работодатель, благодетель, значит. Кто поверит, что он только и думает о том, чтобы обеспечить безработных работой?
Однако в главном социально-классовая природа капитализма остаётся прежней, как и во времена Маркса, Энгельса, Ленина. Термин «буржуа» при этом понимается двояко — как классовый тип и социальный.
Буржуа, с классовой точки зрения, — собственник средств производства, рабочей силы и денег, существующий за счёт эксплуатации чужого труда. Как и прежде, буржуазия делится на мелкую, среднюю и крупную, национальную и международную. Роль последней в условиях глобализации резко возросла. Буржуа, по словам Н.А. Бердяева, — простой грешный человек, принимающий свой грех за норму.
С марксистских позиций главную опасность для пролетариев представляет мелкая буржуазия. Она, по словам Ленина, опаснее Деникина. Мелкий буржуа, пишет Г.А. Зюганов, способен как на самый радикальный протест, так и на поддержку самой чёрной реакции. Мелкий буржуа — извечное колебание, неуверенность, продажность и, к тому же, огромная массовость. Мелкий буржуа волочится за наиболее сильным — за пролетариатом, крупной буржуазией, завоевателем, вломившимся в страну.
Буржуа как социальный тип — мещанин, человек с психологией мелкого собственника, «маленький чумазенький», как его называл иногда Ленин, тем не менее способный свести на нет все завоевания революции. Буржуазен тот, кто придаёт довлеющее значение материальной стороне жизни, для кого жизнь исчерпывается её материальным аспектом. Буржуазен может быть и пролетарий, но не буржуазен — предприниматель. Более того, буржуазен может быть и коммунист, когда его маленькие потребительские радости превращаются в смысл бытия. Буржуазное перерождение определённой части коммунистов — одна из главных причин поражения КПСС, которую не должна повторить КПРФ.
Основные черты буржуа как социального типа: он смеётся над общественными интересами, его религия — нажива, его идол — собственность, писал А.И. Герцен; он чопорно туп, по словам Э. Золя; буржуа тот, кто мыслит низменно, по оценке Г. Флобера. Но, пожалуй, самую убийственную характеристику буржуа как социальному типу дал поэт Блок. Рядом с ним жил один, возможно, очень достопочтенный буржуа. Но Блок его воспринимал следующим образом: «Господи боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мне мешает жить в квартире, душит злобой, перебивает мысли… Он лично мне ещё не делал зла. Но я задыхаюсь от ненависти, которая доходит до какого-то патологического истерического омерзения. Отойди от меня, сатана, отойди от меня, буржуа, только чтобы не соприкасаться, не видеть, не слышать; лучше я или ещё хуже него, не знаю, но гнусно мне, рвотно мне, отойди от меня, сатана!»
Это было написано 26 февраля 1918 года.
Смирение перед буржуазностью гибельно для коммунистического движения. Но буржуазность опасна и для самой буржуазии.
Господа, будьте умеренны в своей жадности. Российская буржуазия уже один раз пострадала за своё хищничество.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 29 августа 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.