В нашем аграрном крае после произошедшей деиндустриализации главной отраслью экономики стало сельское хозяйство. Если принять во внимание тот факт, что порушенные промышленные предприятия уже вряд ли восстановятся, оно в сложившихся условиях должно стать локомотивом экономического роста, отраслью, обеспечивающей благосостояние края.
В этой связи у здравомыслящего жителя Ставрополья возникают закономерные вопросы. Возможно ли это практически? Как нынешняя власть сегодня решает задачу развития сельского хозяйства? Как она распорядилась наследием, которое ей досталось от Советской власти, и что сама смогла сделать для этого развития?
Для ответа на эти вопросы и понимания того, где наша страна оказалась в результате процесса непрерывного реформирования села, необходимо совершить экскурс в прошлое, чтобы оценить то, что было сделано в аграрном секторе за более чем 150 лет нашими предшественниками и нынешними капиталистическими властями за последние почти 30 лет.
Таких глобальных попыток было четыре.
Начну с крестьянской реформы 1861 года в России, до которой на селе процветал рабский малопроизводительный труд крепостных, не позволявший крестьянам обеспечить себе хотя бы сносное существование и тормозивший развитие экономики России.
На селе люди голодали и изнемогали от крепостной зависимости. Крестьянская реформа, на которую царская власть вынуждена была пойти после поражения в Крымской войне, стала процессом переворота, начальная стадия которого – освобождение помещичьих крестьян от личной крепостной зависимости, а конечная – превращение их в мелких собственников-хозяев при сохранении значительной части дворянского землевладения и крупного помещичьего хозяйства.
Осуществление этой цели мыслилось мирным путём, минуя революционные потрясения, характерные для стран Западной и Центральной Европы. По царскому манифесту об отмене крепостного права, крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом, а также выкупом своей усадьбы. Полевой надел они получали в постоянное (неотъемлемое) пользование за повинность, а по требованию помещика или по соглашению с ним – в собственность за выкуп (выкупные акты).
Крестьяне, не перешедшие на выкуп, назывались временно обязанными. К началу 1880-х годов их оставалось всего 15%, и с 1 января 1882 г. для них был введён обязательный выкуп. Вышедшие на выкуп назывались крестьянами-собственниками. Цена выкупа определялась капитализированным оброком, 20-25% которого должны были единовременно уплатить помещику (в случае добровольного соглашения с ним). Остальную сумму выкупа помещик получал от государства, а крестьянин погашал государству эту часть денег 49 лет под 6% годовых.
Селяне оказались в проигрыше, поскольку стоимость земли по выкупу превышала её действительную ценность. Некоторые хозяйства переплатили за свой надел в шесть-семь раз больше от первоначальной стоимости. И к 1907 году, когда были отменены выкупные платежи, крестьяне заплатили вдвое больше, чем царское правительство – помещикам. А причиной отмены была Первая русская революция 1905 года.
В результате этой реформы землепользование сократилось, как и сократились размеры наделов. Крестьяне от помещика получили худшие земли, почва была истощена, плодородие её оставалось крайне низким, поскольку культуры повышения плодородия не было – этим никто не занимался. Значительная часть крестьян после реформы разорялась, что вынуждало их искать работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих.
Особенностью реформы 1861 года было сохранение крестьянской общины, надельная земля передавалась на правах коллективной формы общинного пользования, а после выкупа – общинной собственности. Крестьянин, получив надел, не становился полноправным хозяином. Общинная форма землевладения исключала возможность продать землю. Выход из общины не был закрыт, но затруднён. Царское правительство не было сторонником сохранения общины, однако пошло на её сохранение. В итоге общинное землепользование стало тормозом, сдерживающим развитие сельского хозяйства, фактором, не позволившим улучшить положение крестьян.
Подводя итог реформы 1861 года, следует отметить: она не улучшила положение селян России и не повысила продуктивность сельского хозяйства. Реформа носила грабительский характер. Крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли. Царское правительство не смогло решить проблемы крестьянства.
Общинное землевладение спровоцировало селянина к увеличению размера надельной земли за счёт роста рождаемости. На детей мужского пола полагалась надельная земля, составы семей менялись, росло число едоков, и необходимо было регулярно проводить переделы земли, а осуществлять их оказывалось непросто.
В результате процесс передела земли в общине при отсутствии свободной пашни приводил к тому, что их размеры уменьшались. Росло число малоземельных и безземельных крестьянских хозяйств и, как следствие, число бедных. К началу XX века численность бедняков, не способных прокормить себя, составило около 25 миллионов человек.
Если до 1861 года эти бесправные люди, являвшиеся собственностью помещика, голодали, то после реформы, получив свободу, они вымирали. Царское правительство ничего с этим поделать не могло, да и особого желания не проявляло.
Благополучие землепашца зависело в основном от природного фактора. Засухи и неурожаи преследовали сельское хозяйство России как злой рок. С 1871 по 1911 годы было 20 голодных лет, в которые умерли от голода и эпидемий более 20 млн человек. Продуктивность земельных наделов была низкой, нередко уступая вдвое урожаям на помещичьих землях, где значительно больше использовались удобрения, новейшие сельскохозяйственные орудия, новые формы севооборота.
Для крестьян приобретение плугов, борон, веялок, жаток и т.д. было делом сложным и в силу материальных соображений нереальным. Заплатить деньги за современный сельхозинвентарь они в большинстве случаев не могли и пользовались, как и встарь, сохой, деревянным плугом и бороной.
Отмена крепостного права в том виде, каким была исполнена и аграрная реформа, построенная на тяжёлых компромиссах, учитывала в большей мере интересы помещиков, чем крестьян, и не решила коренного для России аграрного вопроса. Он и стал детонатором последовавших русских революций.
С нарастанием в начале ХХ века крестьянских волнений и бунтов, поджогов помещичьих усадеб и особенно после Первой русской революции 1905 года перед царской властью встала необходимость проведения новых реформ.
К 1906 году такие акции приобрели масштабный характер и революционный подъём. Проведение аграрной реформы диктовалось необходимостью устранить недовольство властью большого количества людей. Так в императорской России началась вторая попытка реформирования деревни.
Концепция аграрной реформы была предложена председателем Совета министров Российской империи П.А. Столыпиным. Началом её проведения можно считать 24 августа 1906 года, когда была опубликована программа правительства в аграрном секторе. Её основные задачи – преодоление в русской деревне патриархальных отношений, мешающих развитию капитализма, ликвидация социальной напряжённости, повышение производительности труда.
В числе основных подходов к их решению было предоставление крестьянину права выхода из общины и закрепление за ним надела земли в частную собственность. Предоставлялась возможность продавать и закладывать свои наделы и передавать их по наследству, создавать обособленные (вне пределов деревни) хозяйства (хутора).
Была предусмотрена выдача Крестьянским банком ссуд под залог земли сроком на 55,5 лет для покупки земли у помещика и льготное кредитование.
Одной из мер было переселение малоземельных крестьян на казённые земли в малообжитые районы Урала, Алтая и Сибири.
За 11 лет столыпинской земельной реформы из общины вышли 26% крестьян. 85% земель остались за общиной, 10% селян предприняли попытку выделиться в хутора, 60% переселенцев в Сибирь и на Урал вернулись обратно в свои деревни. В конечном итоге властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и массовый слой крестьян-собственников.
К противоречиям между крестьянами и помещиками-землевладельцами добавились противоречия между вышедшими и оставшимися в общине. Количество бедных осталось на прежнем уровне, власть не смогла решить эту проблему.
В 1911-1912 гг. в стране начался голод, охвативший 60 губерний и 30 млн человек. За 10 лет умерли 1 млн 613 тыс. человек.
С 1912 года Россия стала импортировать хлеб. Показательно, как царская власть помогала голодающим кормильцам пережить трудные времена. Если Александр II во время голода привлекал для помощи земства, Красный крест, зарубежные благотворительные организации, то его внук Николай II и не пытался помочь своему голодному и измученному народу.
Озабоченный тем, как скрыть масштабы своего преступления, запрещал земствам и благотворителям заниматься продовольственной помощью. Упоминание в прессе слова «голод» при нём было запрещено и заменено на абстрактное «недород». В голод 1911-1912 гг. крестьянам выдавались ссуды в размере пуда ржаной муки на человека. Но выдавались они не всем – взрослым от 18 до 55 лет ссуда не полагалась.
Мотивировка у власти была простая – «нечего тунеядцев подкармливать». Министр земледелия в 1911 году на вопрос в Госдуме «…почему мы вывозим за границу хлеб на продажу?» заявил: «… недоедим, но вывезем». Поэтому можно говорить об общей неудаче столыпинской аграрной реформы. А нынешние наши либералы, превозносящие столыпинские реформы, сильно лукавят, указывая нам на их «ценный» опыт.
Община в деревне устояла в столкновении с частной земельной собственностью, а после Февральской революции 1917 года перешла в наступление. Теперь борьба за землю вновь находила выход в поджогах усадеб и убийствах помещиков, происходивших с большим ожесточением, чем в 1905 году. «Тогда не довели дело до конца, остановились на полдороге, – рассуждали крестьяне. – Ну уж теперь не остановимся и истребим всех помещиков под корень».
Февральская революция отменила столыпинскую реформу, начались захват помещичьих земель и разорение усадеб, захвату подверглись частновладельческие земли преуспевающих крестьян. К концу 1917 года помещичье землевладение было уничтожено, а крестьянскому частному землевладению был нанесён огромный урон. Земли были переделены по уравнительному принципу.
К 1917 году империя умирала именно потому, что умирал её аграрный сектор — 100 млн человек, или 85% населения страны.
Вот такое наследство получили большевики, взяв власть в России в октябре 1917 года… И с ним предстояло что-то делать…
(Продолжение следует)
С. БАНИШЕВСКИЙ,
член Ставропольского отделения РУСО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 18 апреля 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.