10 февраля — день памяти поэта
Загадку гибели Пушкина – не убийства, не смерти, а именно гибели – пытались разгадать и его современники, и исследователи прошлых веков, включая нынешний, но пока безрезультатно. Возможно, мы обречены, чтобы придерживаться лишь каких-то из версий.
Пока же пушкинисты – исследователи жизни и творчества поэта – более всего сходятся в одном: гибель Пушкина была замаскированной формой самоубийства. В самом деле, ведь никто не хотел его дуэли с Дантесом. И больше всех этого не хотели и сам Дантес, и его голландский папаша Геккерн, ибо и для одного, и для другого дуэль означала вне зависимости от её результатов конец карьеры, ради которой приехали в Россию (так и случилось). Они были в панике от перспективы стреляться с Пушкиным. Лермонтов был не совсем прав, утверждая, что Дантес не понимал, «на что он руку поднимал». Значение поэта понимали все образованные люди: Пушкин в то время был на пике всероссийской славы.
Страстно, до бешенства жаждал дуэли лишь сам поэт. Несколько раз, идя на уговоры со стороны Дантеса, он отменял свой вызов на дуэль. И всё же вновь и вновь «задирался» с французом. Даже когда тот женился на Екатерине – сестре жены поэта, Пушкин не поздравил его с браком, не принял визит молодожёнов к себе домой и отказался считать Дантеса своим родственником. В итоге на дуэль Пушкина уже вызвал сам Дантес. Поэт принял вызов. Ситуация оказалась безвыходной для обеих сторон. Что толкало Александра Сергеевича на смертельный шаг? Никто не может однозначно ответить на этот вопрос. Назову лишь главные версии.
Пушкин защищал свою честь и честь жены. Так утверждал не только Лермонтов, назвав поэта невольником чести. Это было и остаётся главной версией и сегодня. Но здесь есть несколько «но». Поэт был абсолютно уверен в невинности своей жены – Натальи Николаевны. Это с одной стороны. С другой стороны, он и сам подчёркивал, что равнодушен к хвале и клевете, принимает их равнодушно. Поэт говорил, что если кто-то плюнет ему на платье, это станет лишь проблемой для его лакея. И почему ему нужно было при таком отношении к людской молве стремиться к смертельной схватке? Плюнул бы на разговоры, и всё. Увы, не сделал этого. Почему?
Пушкин не мог иначе защитить жену от домоганий царя. Николай I явно ухаживал за женой поэта, что тогда ни для кого не было секретом. И прежде всего для самого поэта, хотя и говорят, что мужья в таких ситуациях узнают обо всём в последнюю очередь. Но только не Пушкин. К тому же, Наталья Николаевна была воспитана матерью так: у благородной жены не может быть от мужа никаких тайн. Она сама рассказывала Александру Сергеевичу (ревнивому до бешенства, иной раз он даже приставлял нож к её горлу) все детали ухаживаний кого бы то ни было, включая императора. Николай I дважды в день проезжал мимо окон дома Пушкиных и упрекал Наталью Николаевну за задёрнутые шторы на окнах, мешающие ему увидеть её.
Ситуация к концу 1936 года накалилась. Несколько раз Николай приглашал Наталью после спектаклей к себе в отдельную комнату. Она отказывалась, но Пушкин понимал, что жена не сможет долго противостоять его величеству. Не мог ему противостоять и сам поэт иначе как посредством дуэли с Дантесом. При любом её исходе Наталья Николаевна была бы отстранена от царского двора. Нужно было спешить, ибо поэт не мог предстать посмешищем в глазах общества. А такой пример в лице Нащокина Пушкин видел. Так что Дантес был лишь поводом для дуэли.
Пушкин был уже стариком. Всё равно умирать. Да, есть и такая версия, что в свои 37 лет Пушкин был уже 80-летним стариком. В этой версии есть своя правда. Ведь Александр Сергеевич провёл очень бурную молодость. Он завидовал и своей юной красавице-жене, и ненавидел молодого весельчака, ловеласа, любимчика женщин и карьериста Дантеса. Пушкин ведь и сам когда-то был во многом таким же. И вот – всё прошло… Дантес затмил его.
Пушкин не хотел стареть, он не мог представить себя ещё более старым, как и мы его не можем представить пожилым.
Дуэль давала ему шанс на некое омоложение.
Пушкин не мог выбраться из финансовых затруднений. Я более всего придерживаюсь именно этой точки зрения. И уже писал, что Пушкин погиб, задавленный ценностями буржуазной жизни. Он хотел быть богатым, не к славе стремился, он её имел и перерос: «Что слава! Яркая заплата на жалком рубище певца». Ему нужно было богатство. Он предпринимал отчаянные попытки, чтобы разбогатеть, но лишь всё больше влезал во всевозможные долги. 1 февраля нужно было срочно погасить долг в 20 тысяч рублей, иначе грозила долговая тюрьма. А занять ему такую сумму никто не мог или не захотел. Вынести позор долговой тюрьмы первый поэт России не мог. Отсюда и дуэль…
Товарищи и господа, не гонитесь за богатством, не молитесь на деньги, не делайте долгов, не берите кредитов. Для многих – это путь к жизненному краху, самоубийству.
Названные версии гибели Пушкина остаются лишь версиями. Подлинную правду о дуэли он унёс в могилу. Но загадка его гибели никогда не перестанет интересовать русских людей и всех, кому дорого имя поэта.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 7 февраля 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.