М.Ю. Лермонтов назвал Пушкина «невольником чести». Более точного определения главной причины, подтолкнувшей поэта к дуэли, пожалуй, не сформулировал никто. «Невольник чести» – такое определение необычайно возвысило Пушкина в глазах современников и его потомком. Кто бы ныне стал стреляться из-за проблем, с которыми столкнулся поэт?
Но кроме невольников чести есть еще и невольники идей, которыми являются коммунисты. Следование идеям – главная отличительная черта, которая их объединяет, возвышает и «гонит в партию», а вовсе не из нее. Именно идея, овладевшая человеком, определяет его поведение. Г. Гейне писал: «Не мы хватаем идею, идея хватает и гонит нас на арену, чтобы мы, как невольники-гладиаторы, сражались за нее». Да, именно так: подлинно идейный человек является рабом идеи, подобно тому, как джинн называл себя рабом лампы.
Является ли сказанное преувеличением? Что ж, возьмем в арбитры К. Маркса.
Он писал: «Идеи, к которым разум приковывает нашу совесть, – это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им». Заметим, что здесь Маркс имеет в виду не коммунистические идеи, а идеи вообще.
Идеи в жизни людей имеют громадное значение. Американский постмодернист Ричард Рорти писал, что идеи важны не потому, что они истинны, а потому, что они полезны. В чем же полезность идеи? Коротко говоря, она заключается в том, что именно идеи и делают человека человеком. Человек без идей – это организм, наделенный одними ощущениями. Идея есть то, что придает человеку смысл его бытию: зачем я живу? Зачем я занимаюсь, интересуюсь именно этим, а не иным?
Сегодня нередко говорят, что время идей прошло и настало время интересов. Но за спиной любого интереса всегда стоит идея: с кем, за что и за кого? Нельзя отделять или противопоставлять идею и интерес. К. Маркс писал, что идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от «интереса» – от действия. В политическом смысле идея есть выражение коренных интересов определенного класса.
Но идея идее рознь: есть идеи возвышенные и есть идеи низменные. Идея тем выше, чем большему числу людей она служит. Общество поднимается в своем развитии благодаря именно возвышенным идеям и деградирует, если в нем верх берут идеи низшего порядка.
Ф.М. Достоевский на эту тему писал: «Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения Отечеству, то погибнут эти нации, несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут».
Если из жизни общества удаляется возвышенная идея, она тут же заменяется более низкой, и притом понятной и доступной каждому. Когда правители СССР отказались от идеи коммунизма, на ее место тут же заступила идея личного обогащения – простая и понятная, убедительная, как граненый стакан. И мы наблюдаем результат «работы» такой идеи, который очень точно описывается следующими словами Достоевского: ««Народились мрачные тупицы, лбы нахмурились и заострились, – и все прямо и прямо по одной линии в одну точку». Узнаете, господа, наш нынешний некогда гордый и непобедимый советский народ? Он смотрел в будущее, смотрел на звезды и тянулся к ним. А ему подсунули корыто, дескать, чавкай. И он захрюкал. Это вы, господа, сделали его таким, нацеленным в одну точку – в точку имущественной и денежной похоти! Добавим сюда и плотскую похоть, т. е. все то, что так настырно культивируют современные многочисленные телеканалы. В принципе в идейном плане современная Россия есть точная копия современного Запада. Чем не достижение?
Но отнюдь не всеми овладела денежная похоть. В.И. Ленин писал, что в смысле идей все пушки на нашей стороне. Коммунистическая идея не погибла. Суть этой идеи – диктатура пролетариата, трудящихся, доминирование общественной собственности на основные средства производства, Госплан, Госбанк, государственная монополия внешней торговли, соревнование, коллективизм, равенство, товарищеские отношения между людьми, братство народов.
Главные особенности этой идеи можно свести к следующим главным моментам. Коммунистическая идея является самой древней в жизни людей, ибо они всегда мечтали об идеальном общественном устройстве.
Всяческие религии лишь генерировались тоской по коммунизму, включая и христианство.
Эта идея является самой возвышенной, поскольку ничего более возвышенного люди еще не придумали и не придумают. Коммунистическая идея давно превратилась во всемирное явление. А если какая-то идея становится всемирной, писал поэт Ш. Петефи, то скорее можно уничтожить мир, чем выкорчевать из него эту идею.
Эта идея является самой ценной в жизни общества, поскольку она служит интересам наибольшего количества людей. Проблема состоит лишь в их непросвещенности, сознательном противостоянии властей ее распространению.
Коммунистическая идея – не абстрактная мечта и не фантазия досужего ума, ибо она уже прошла историческую апробацию в опыте СССР и других стран, доказав опытным путем свою жизненность и реализуемость. Более того, она необычайно ускорила ход общественного развития, радикально изменив мир, который никогда не будет прежним.
Наконец, коммунистическая идея давно назрела исторически. Мировой кризис капитализма, который мы наблюдаем сегодня на примере дерганий США и Трампа, это его предсмертные муки. Конечно, эта агония может длиться долго и может даже смениться временным выздоровлением. Но это ничего принципиально не меняет. Уже В. Гюго понимал, что капитализм себя исчерпал. Он писал: «Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это идея, время которой пришло».
Господа, зря торжествуете! Россия совершила исторический кульбит в прошлое! Ибо время давно уже работает на коммунизм и социализм как его первую историческую фазу.
Эта статья обращена к членам КПРФ в канун 101-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Наши идейные противники рассчитывают, что мы вслед за ними тоже отречемся от коммунизма.
Не отречемся. Не хлопнем дверью партии. За нами — историческая правда. Мир переживает эпоху перехода от капитализма к коммунизму. Кто это понимает, тот никогда не изменит красной идее, Красному флагу.
Для нас стать невольниками коммунистической идеи — значит, обрести настоящую свободу. Слава Великому Октябрю!
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 01 ноября 2018 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.