Читатели постарше помнят, как на рубеже 80-90-х годов прошлого века самое рейтинговое время на Первом телеканале было предоставлено его величеству Школьному учителю. Затаив дыхание, советская страна внимала мастерству известных педагогов того времени Амонашвили, Волкова, Ильина, Лысенковой, Шаталова и других.
Но канули в Лету те времена. Где теперь те педагоги? И где новые звёзды на педагогическом небосклоне? Конечно, ежегодно проводятся конкурсы на лучшего педагога страны. Но они носят преимущественно ведомственный характер. Имена и идеи победителей конкурсов остаются неизвестными для педагогической общественности, не говоря уже о всероссийской славе, какую имели педагоги советского периода. При Советской власти учитель Герой Социалистического Труда был нормой, сегодня педагоги в Герои России не выходят.
Почему так получается? Ответ простой: потому что буржуазному обществу преподаватели не нужны. Главную педагогическую функцию выполняет господин КАПИТАЛ: всё продаётся и покупается. Педагогика бессильна противостоять ему, тем более – бороться с ним. Максимум, что она может – прислуживать и втихую в лице лучших пытаться сопротивляться. Цель – спасти хотя бы небольшую часть молодёжи от разлагающего влияния буржуазной морали, воспитывать не квалифицированных потребителей, как учил А. Фурсенко, а созидателей и творцов.
Даже в буржуазных условиях имеется место педагогическому подвигу! В этом отношении весьма поучителен опыт А.С. Макаренко, которому 13 марта исполнилось 130 лет со дня рождения. Что удивительного в его жизни и судьбе?
Во-первых, как личность и педагог он сформировался в условиях царского самодержавия и торжества мещанской морали. Родился в 1888 году. Окончил четырёхклассное училище, потом – краткосрочные педагогические курсы, получил свидетельство учителя начальных классов. Преподавал в школе, в 1914 году поступил в Полтавский педагогический институт, который окончил в 1917 году – уже после краткосрочного периода службы в царской армии.
Кем должен был стать Макаренко в тех условиях? Великим педагогом? Скорее всего, из него должен был получиться учитель средней руки с мелкобуржуазными взглядами. Но вопреки обстоятельствам он стал человеком с мировой педагогической известностью. Согласно ЮНЕСКО (1988), А.С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Дьюи, Кершенштейнером и Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.
Что мешает современным преподавателям вопреки буржуазному устройству России воспитываться не мещанином, а творцом и ориентироваться на высоты человеческой морали?
Во-вторых, в советское время никто не создавал для Макаренко льготных условий для социально- педагогического творчества. В 1917-1919 гг. он заведовал провинциальной школой, с 1920 г. – детской колонией им. М. Горького под Полтавой, в 1928–1935 гг. – детской коммуной им. Дзержинского. Да- лее работал в системе народного образования.
Его путь не был усеян розами. Новаторские находки неизменно встречали сопротивление со стороны чиновников от образования. Они, вооружившись идеологически верными, но педагогически ущербными представлениями о советском образовании и воспитании, постоянно учили Макаренко умению работать с детьми.
А он не слушался их и строил свою педагогическую систему. Это был его вызов всей системе педагогической бюрократии. Простить такого своеволия она ему не могла. После неоднократных проверок коммуны Макаренко Наркомпрос Украины сделал вывод: «Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская». Такая формулировка в те годы предполагала, как минимум, отлучение от педагогической деятельности. И если бы не покровительство А.М. Горького, мы бы потеряли талантливого педагога на самом взлёте и как учителя, и, возможно, как человека. Чтобы понять Макаренко, рядом с его именем всегда нужно ставить имя Горького.
Чему главному учит современного школьного директора, учителя, родителя педагогический опыт А.С. Макаренко?
Первое – умению создавать альтернативную, параллельную государству и обществу педагогическую систему. Ведь то, что было характерно для коммуны, созданной Макаренко, было характерно только для неё. В других подобных детских учреждениях существовали иные порядки, где детей воспитывали главным образом страхом, откуда они убегали, где педагоги, в сущности, выполняли функции надзирателей.
А вот как описывал свою коммуну Антон Семёнович:
«…Утром, когда я слышал сигнал вставать и знал, что в моём коллективе нет ни одного взрослого человека, я не беспокоился. Я прекрасно знал, что они (дети. – Н.Б.) достаточно разумны, опытны, честны, дисциплинированны и воодушевлены, чтобы над ними не ставить надзирателя. Они могли сами вовремя встать с постели, умыться, вытереть пыль, полы, построиться и встретить своего дежурного командира… А после этого давали сигнал на работу, и к ним приходили взрослые – инженеры, педагоги и я, которые вели день дальше».
Фантастика! Подобного порядка сегодня и в армии не встретишь! У Макаренко же дети демонстрировали чудеса сознательности и организованности. Он говорил, что мог в каждом отряде назначить командиром любого воспитанника и был уверен: ему будут безоговорочно повиноваться. Заметим, что детские коллективы в колонии были и разновозрастными, и разнополыми, состояли из малолетних преступников.
Макаренко сумел создать систему, которая не повторяла педагогическую систему, существовавшую в обществе, государстве. Она была параллельной, альтернативной всему, а главное – эффективной. Он сделал вывод, что трудных детей нет, и превращал безнадёжно запущенных ребят не просто в нормальных, а в примерных советских людей – его выпускники из числа мальчиков охотно поступали в военно-учебные заведения, а девочки – в медицинские. Этот опыт сделал Макаренко одним из творцов победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Что мешает современному директору школы, родителю вопреки всему воспитывать здоровое поколение? Есть же директора, которые несмотря на указания сверху не боятся воссоздавать лучшие традиции советской школы! Спасибо им! Есть педагоги, которые игнорируют ЕГЭ и учат детей мышлению и творчеству! Спасибо им! Есть родители, которые воспитывают своих детей в духе светскости и советскости. Спасибо им!
Второе, чему учит опыт А.С. Макаренко: самое главное в педагогике – организация жизни детей. Воспитание – не душещипательные беседы (хотя и они нужны), а прежде всего чёткий разумный здоровый порядок повседневной жизни, где нет мелочей. Он должен быть основан на авторитете руководителя, дисциплине, ответственности каждого за себя и товарищей.
Именно за это – строгую организацию жизни детей – Макаренко доставалось от критиков больше всего.
Он писал:
«Главнейший метод, в котором меня обвиняли всегда, – военизация. Меня называли жандармом, Аракчеевым и т.д. Всё же я 16 лет не отказывался от военизации. Только на 16-м году нашёл у Энгельса: в школе должна быть проведена правильная военизация. И когда я это показал людям, которые называли меня жандармом, они просто онемели».
Сегодня возрождаются кадетские корпуса. Почему туда такой большой конкурс? Потому что дети нуждаются в серьёзных делах, нужных для дальнейшей жизни, для государства, а не только для забавы.
Третье, чему учит опыт Макаренко, — ключевые педагогические идеи, выработанные и реализованные им, не устарели, скорее, они из будущего и для будущего, нужно возвращаться к ним, если мы хотим воспитать здоровое поколение, а не хлюпиков, нытиков и хапуг.
Попробую перечислить некоторые из них.
Главное – человек. Читаем: «Не может быть воспитания, если не сделана центральная установка о ценности человека». А единственный воспитатель человека – коллектив. «Поэтому главное усилие организатора должно быть направлено к тому, чтобы создать и сберечь такой коллектив, устроить его, связать, создать тон и традиции…»
Итак, главное – человек, коллектив – основной инструмент его воспитания. Нет коллектива – нет воспитания. Сегодняшние педагоги понимают это?
При разработке теории коллектива Макаренко сформулировал и апробировал основные идеи: чистого листа (не вспоминать прошлое воспитанника), движения коллектива (переходить от одной цели к другой – более высокой), перспективных линий (видеть три перспективы – ближнюю, среднюю, дальнюю), параллельного педагогического действия (воздействуя на личность, мы воздействуем на коллектив, как и наоборот), завтрашней радости и другие.
Главное средство воспитания по Макаренко – производительный труд. Он предлагал систему воспитания, включавшую три звена: трудовая коммуна – рабфак – завод. Понимаем ли мы сегодня, что в опыте Макаренко главное – не школьная парта, а производственный станок? Главное не пятёрка по предмету, а изготовленный стул, выточенная деталь…
Сегодня из педагогики совершенно выпала идея педагогической требовательности. Она предана анафеме. Макаренко же писал: «Требование развернутое, без всяких скидок должно быть законом правильной советской педагогики: непреклонное, ясное, прямое, категорическое требование». Он выделял в требовательности три этапа: требуют воспитатель, товарищи, воспитанник требует с себя сам.
Назовём ещё одну почти забытую идею Макаренко: нужны не отдельные яркие личности педагогов, а педагогические коллективы, объединённые общими принципами, идеями и устремлениями. Будучи сам ярким лидером в педагогике, Антон Семёнович отвергал педагогов-одиночек, стремившихся быть носителями нравственного совершенства. Но нравственным человеком в одиночку стать нельзя, как и не могут нравственные одиночки перевоспитывать десятки и сотни людей. Вот почему нужны педагогические коллективы товарищей, а не группы конкурирующих друг с другом лиц.
Арсенал педагогических идей А.С. Макаренко необычайно широк. Но они забыты или извращены. Отход от его идей ведёт к вычёркиванию из истории целых поколений молодых людей, приводит к уродованию их судеб, драмам и трагедиям. Одновременно отказ от наследия Макаренко превращает труд самих педагогов в каторгу.
Антон Семёнович мечтал освободить их от этой каторги. Читайте его педагогические труды, они не из прошлого, они зовут в будущее.
Откройте, читатель, «Педагогическую поэму» или хотя бы «Книгу для родителей». Чтение трудов классика педагогики – прорыв в будущее, выход в педагогический космос.
Н. Ф. БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 22 марта 2018 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.