Врождённое косоглазие. Письмо В. Плетнёва из Лермонтова

Любовь – хорошо. И доброта – хорошо. А ненависть и злость – плохо. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы навсегда усвоить эти нравоучения. Даже хрестоматийное стихотворение Маяковского про кроху-сына, пристающего к отцу с вопросами, вспоминать необязательно. Мы прекрасно запомнили с детства, «что такое хорошо и что такое плохо».

Нельзя сказать, что эти знания пошли всем на пользу. Часто приходилось сталкиваться с тем, что официально провозглашённое добро, растиражированная лозунгами и плакатами любовь оказывались на деле злом и ненавистью. И, наоборот, «скрежещущие в бессильной злобе» отщепенцы, враги всего святого и чистого, представали проповедниками любви и добра. Зло и добро, любовь и ненависть. Этими понятиями постоянно играли на наших глазах, переворачивая их как кому выгодно. Неудивительно, что многие из нас от этого окончательно окосели. Воистину от любви до ненависти один шаг.

 Россией правила и продолжает править большая ненависть. Ненависть бедного к богатому. Ненависть бездельника к работнику. Ненависть к хозяину, к рабу. Ненависть к начальнику. Ненависть к иноверцу. Я считаю, что Великая Октябрьская революция объясняется в первую очередь ненавистью. До зуда в ладонях, до умопомрачения хотелось поднять на вилы «помещичью и дворянскую сволочь», сбросить с колоколен жирных наглых попов, «пустить кровь» всем паразитам на теле трудового народа. Что и было с присущим России размахом осуществлено. Есть ещё один специфический для нас фактор, порождающий ненависть: богатый человек в России никогда не умел себя вести умно, достойно, тактично, дальновидно. Он, как правило, был хамом и наглецом, унижающим достоинство окружающих. Помещики и купцы, офицеры, чиновники и банкиры – вся эта свора, блестяще описанная талантом Гоголя, Салтыкова- Щедрина, Грибоедова, демонстрировала своё благополучие голодной России, низводила людей до состояния скотов, упивалась чувством превосходства, властью и вседозволенностью. Заплатили за это страшную цену…

Прошли десятилетия российского социализма. Партноменклатура привстала из своих кресел, убрала в сейфы партбилеты и … снова опустилась в те же кресла. Это вам не Чехия, где во главе государства встал правозащитник, не ЮАР, где к власти пришёл политзаключённый, это Россия-матушка! Да что там Россия, зараза пропитала соседей из братских некогда республик.

РФ не вышла на новый испытывают хорошо знакомый их прадедам зуд в ладонях. Истинная интеллигенция (не придворная, раскормленная) смотрит на возмущённых работяг с неподдельным сочувствием. Всё повторяется!

Снова богатый человек в России ведёт себя, как законченный хам и глупец, ожесточённо пилит сук, на котором сидит. Трепещи, инфантильный Запад! Двинут на европейские, американские и израильские просторы новые фамусовы и маниловы, троекуровы и репетиловы, угрюм-бурчеевы и скалозубы. Потому что богатых людей, сделавших деньги своим умом и талантом, людей, подобных Святославу Фёдорову, – единицы. В основном это воры-чиновники, бывшие фарцовщики, «новые русские».

Для нас, журналистов, вечная игра в перевёртыши тоже не прошла бесследно. Мы разучились различать, где добро, а где зло, где любовь, а где ненависть. Нам кажется, что любовь выражается в славословиях, а ненависть – в критике и проявлениях недовольства. Лицемерный холуй зачастую выглядит в наших глазах патриотом, приспособленец – лояльным гражданином, мракобес – примерным христианином, жалкий доброхот – гуманистом, идиот, ненавидящий русский язык и русскую культуру, – борцом за чистоту нации.

Мы окосели до того, что начинаем всерьёз декларировать любовь к животным. До какой степени должны были сместиться понятия добра и зла, любви и ненависти, если офицер, проутюживший танком осиное гнездо террористов, представляется чуть ли не дьяволом в человеческом обличье, а какой-нибудь ваххабит Саид – носителем гуманизма и человеколюбия? До какой шизофрении нужно докатиться, чтобы требовать привлечь к суду солдата, выстрелившего в бешеное животное? Мы живём в перевёрнутом мире, в мире, где зло маскируется под добро, а у добра не хватает сил сбросить с себя наброшенную на него маску зла. Россия – уникальная страна, претендующая на звание цивилизованного общества, но таковым не являющаяся, кричащая о демократии, но её не поддерживающая, одержимая комплексами неполноценности и позволяющая решать свою судьбу лжецам и аферистам, пропитанная чиновничьим беспределом и коррупцией, а самое главное – со смещёнными понятиями добра и зла, ненависти и любви, порядочности и подлости. Именно это смещение, желание называть чёрное белым вкупе с дуростью богатых привели царскую Россию к катастрофе и неуклонно ведут новую Россию в старую пропасть.

Мы, бывшие дети страны Советов, настолько плохо видим, что и видеть-то ничего не хотим. Оно и понятно: хорошо различим только кончик собственного носа. Никакие очки не помогут. Никакие операции не спасут. А, казалось бы, так мало нужно сделать: всего лишь научиться любить то, что заслуживает любви, и ненавидеть то, что не заслуживает ничего, кроме ненависти. И не стесняться этого. Прекратить смертельно опасную игру в перевёртыши.

В. ПЛЕТНЁВ,

Лермонтов.

От редакции. Публикуя это эмоциональное письмо, мы не можем согласиться с отдельными крайними суждениями автора. Например, он пишет: «Великая Октябрьская революция объясняется в первую очередь именно ненавистью». Ничего себе – заявочка! Значит, большевики – всего лишь отпетые ненавистники? Факт ненависти, конечно, присутствует в любой революции. Л. Н. Толстой писал, что за всё то, что делают богатые классы с простым народом остаётся лишь одно – мстить, мстить, и мстить. Но у революции самые глубинные мотивы сводятся не к ненависти, а к социальной справедливости. Не отомстить буржуям, а построить новое общество, построенное на тех основах, о которых справедливо вздыхает автор. Коммунисты – вовсе не ненавистники. Не нужно нам этого ярлыка. Даже в эпоху диктатуры пролетариата В. И. Ленин говорил, что она больше похожа на кисель. Не нужен и нашему народу ярлык ненависти! Посмотрите на карту: разве наши предки с помощью ненависти создавали такую огромную страну? Наш народ в своей основе добрый, ненависть и зло – наносное. Или Ф. М. Достоевский был неправ в своих оценках русского человека? Это и есть косогласие – считать наш народ ненавистниками. 

Это письмо в PDF-версии газеты «Родина» от 6  июля 2017 г.  на сайте ЦК КПРФ,  а также  на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

3 × два =