Газета «Родина». Отчаяние и философия отчаяния

Что такое отчаяние, каждый знает по собственному опыту. А философия отчаяния, подумает догадливый читатель, это, видимо, совокупность идей, вызывающих неприятие жизни и желание стреляться, вешаться или что-то иное

Но так ли это в действительности, давайте разберёмся.

Не будем обольщаться по поводу того, что у нас достаточно знаний, чтобы философствовать на тему отчаяния. Отчаяние – удивительное, сложное и противоречивое явление душевной жизни человека и не такое уж редкое. Ведь большинство людей, как справедливо заметил американский мыслитель Генри Торо, «проживают свою жизнь в тихом отчаянии». Добавлю: и нередко довольно долгую.

Иное дело состояние, так сказать, пиковой фазы отчаяния. Оно характеризуется психологами и философами с полярных точек зрения. Одни из них трактуют отчаяние как исключительно негативное состояние человека, как его падение в самого себя, последнюю фазу переживаний перед самоубийством. В любом случае никому не хочется оказаться в ситуации отчаяния.

Другие рассматривают состояние с энергетической точки зрения. Утверждается, что отчаяние обладает мощным кумулятивным (пробивным) эффектом. Но кумулятивная струя отчаяния может быть направлена или против самого человека, и тогда беда ему, или против других людей – и тогда уже беда этим «другим», или против возникшей проблемы. И тогда беда самой проблеме, вызвавшей отчаяние – она будет решена. Стефан Цвейг писал: «Великое отчаяние всегда порождает великую силу». Этой точки зрения придерживается и современный психолог В. Леви, который утверждает: «Отчаяние – то, что заставляет не «обходить непонятное»… а проходить насквозь. За отчаянием – только смерть или жизнь». Одни люди выбирают смерть, однако хвала тем, кто за отчаянием открывает новую жизнь.

Есть и третья точка зрения на отчаяние, которую высказывал Ф.М. Достоевский в «Записках из подполья». Герой его повествования, характеризуя себя, утверждает, что в иных ситуациях он бывает даже рад пощёчине: «…Я бы сумел отыскать и тут своего рода наслаждение, разумеется, наслаждение отчаяния, но в отчаянии-то и бывают самые жгучие наслаждения (курсив мой. – Н.Б.), особенно когда уж очень сильно осознаёшь безысходность своего положения».

Каковы причины отчаяния? Они многолики. Одних людей может ввергнуть в отчаяние любая мелочь, другие и в условиях великих бедствий сохраняют хладнокровие.

Однако чаще всего отчаяние вызывает утрата идеалов. В эпоху крушения СССР страна потеряла от самоубийств много прекрасных людей, таких, как поэтесса-фронтовичка Юлия Друнина. Человек без возвышенных идеалов, в сущности, более растение, чем человек. А.П. Чехов писал: «Кто искренне думает, что высшие и отдалённые цели человеку нужны так же мало, как корове, тому остаётся кушать, спать или, когда надоест, разбежаться и хватить лбом об угол сундука».

Так в самых общих чертах обстоит дело с феноменом отчаяния: это может быть и состояние безысходности человека, и источник его энергии, и даже причина его наслаждений.

Иное дело – философия отчаяния. Её основоположник – датский философ С. Кьеркегор, критиковавший стремление человека жить благополучно и при этом считать себя христианином. Христианин тот, кто признаёт свою греховность: как же можно при этом радоваться, а не страдать?

В отечественной культуре идею философии отчаяния, в частности, развивал А.П. Чехов. Под философией отчаяния он понимал не готовность человека к самоубийству. В его «Рассказе неизвестного человека» речь идёт о бывшем революционере, который отказался от борьбы, но не пустил себе пулю в лоб, не увяз в пьянстве, не стал цинично топтать идеалы своей чистой и прекрасной молодости. Апатия и разочарование в революционных идеях у него сменились жаждой наслаждения жизнью. Он говорил: «Мне жить хочется!.. Жить, жить! Я хочу мира, тишины, хочу тепла… Хочется жить независимо от будущих поколений и не только для них. Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно красиво… Зачем пропадать моему «я»?»

Это в понимании Чехова и есть «философия отчаяния», то есть «жизнь для жизни». Чехов не объяснял, не разжёвывал читателям, что же плохого в этой философии. Он не любил ставить всех точек над i, предпочитая, чтобы это делали сами читатели.

Действительно, при чём тут отчаяние, если человек хочет спокойно жить, вкусно есть, сладко спать и т.д.? Полагаем, что Чехов в такой позиции видел отказ от полноценной жизни вообще. Согласно этой философии, всё равно ничего не поправить, ничего не изменить, ничего не перестроить. Да гори оно всё синим пламенем! Живёшь лишь раз, вот и живи себе в удовольствие!

Перебрасываем мостик времени в наши дни. Ведь философия отчаяния давно стала доминирующей в жизни россиян вне зависимости от того, знают они о ней что-нибудь или нет. Особенно она характерна для молодёжи. «Бери от жизни всё!» Разве этот принцип не является одним из проявлений философии отчаяния?

Бери – это потребление. Главное – успеть взять, всех много, а всего – мало! Но ведь, прежде чем что-то взять, это «что-то» должен кто-то создать! Значит, созидатель, творец должен быть важнее потребителя. Отказ от созидания и есть философия отчаяния.

Совершенно ясно, что философию отчаяния давно следует заменить философией действия, творчества. Но в буржуазных условиях этого сделать невозможно. Ведь потребление есть смысл бытия человека-мещанина. Посмотрите наше «лучшее в мире телевидение», как его оценил Д. Медведев, ведь оно всецело заточено на потребление. Фильмы и особенно реклама – сплошное рычание: потребляй, потребляй, потребляй…

Ныне всё заземлено на выгоду, пользу, барыш, удовольствие. Возвышенные цели… Какие? Идеалы… Какие? Ничего этого нет. Не мешайте людям жить так, как они хотят, не смешите выдумками коммунистов…

«Буржуа – тот, кто мыслит низменно», – писал Г. Флобер. Коммунист, добавим мы, тот, кто мыслит возвышенно. Как может думающий человек, имеющий душу и сердце, голосовать против коммунистов и идей коммунизма, вырывающих человечество из трясины мещанства и отчаяния!?

Коммунисты не отчаиваются никогда! Их спасают возвышенные цели и идеалы. «Отчаяние свойственно тем классам, которые гибнут», — писал В.И. Ленин.

Н.Ф. БОНДАРЕНКО.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 5 июля 2018 г.  на сайте ЦК КПРФа также  на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

7 − 1 =