Газета «Родина». Роль коммунистов в революциях

За последние 500 лет в мире произошло более 150 революций. В последние столетия в них принимали участие и коммунисты. Какова была их роль? Существуют самые нелепые заблуждения не только в головах недругов коммунистов, но и в головах самих коммунистов, не отягощённых научной теорией.

Многим мнится, что коммунисты – и есть главные виновники революций (а кто виновник без коммунистов?), подстрекатели или провокаторы, они первые, кто рвётся в бой, именно они и есть главные насильники и грабители или их вдохновители. Что тут скажешь: невежество – демоническая сила.

Это кажется удивительным, но самые объективные «критики» коммунистов – господа капиталисты. Уж они-то хорошо знают ту правду, которая стоит за коммунистами и которую они, коммунисты, хотят утвердить в общественной жизни. Уж они-то лучше всех знают и понимают свои грехи перед народом, всю неправду общественного строя, который они олицетворяют и защищают.

Разве для них тайна, что войны затеваются богатыми и в интересах богатых? А что получает простой люд от этих войн? Кресты железные в лучшем случае, деревянные – в худшем.

Разве они не знают, что нет никаких террористов, а есть капиталисты, которые и взращивают террористов на свои капиталы. Сгинут капиталисты – сгинут и террористы. Не бедняки же создали ИГИЛ?

Всё это богатые прекрасно понимают, но не могут сделать сами себе харакири – отказаться от сытой и благополучной жизни! И потому держат народ в бедности и безграмотности. Бедность заставляет людей хвататься за любую работу, в том числе и пополнять собой отряды боевиков. Безграмотность заставляет верить в сказки буржуазии, в религиозные, расовые, националистические, фашистские и прочие теории.

Но самое главное заключается в том, что капиталисты лучше всех понимают, что реальную угрозу их господству несут именно коммунисты.

Разве буржуазной власти угрожают церковники? Им угрожают либералы или сторонники борьбы за справедливость? Боритесь за неё, сколько хотите, только не трогайте власть капитала. Позвольте нам, богатым, гнобить бедных и далее. В этом смысл антикоммунизма.

В целях борьбы с угрозой коммунизма капиталисты через купленных ими интеллектуалов целенаправленно формируют в сознании народных масс образ коммунистов как исчадий ада. И лучше всего об этом свидетельствуют даже не слова, а карикатуры на коммунистов (публикуем некоторые из них), которые обладают убедительной силой особенно для малограмотных людей. Лживость большинства карикатур чудовищна, но, видимо, тем они действеннее.

В чём же заключается роль коммунистов в революциях? С научных позиций в следующем.

Во-первых, в революциях они выполняют научно-теоретическую роль. Настоящий революционер – учёный-обществовед. Он познаёт законы общественного развития, осмысливает их и из них выводит подлинные цели человеческого общества, методы и средства их достижения.

Этим прежде всего занимались классики марксизма-ленинизма. В советское время в Центральном партийном архиве хранилось 34 тысячи ленинских документов (тех, что он написал сам), из них было опубликовано лишь 17 тысяч. Ежегодно архив пополнялся 40-50 новыми ленинскими документами. Изданное Полное собрание сочинений насчитывает 55 томов, конечно, полным не является. Когда-то будут опубликованы и 100 томов. Зачем Ленину нужна была эта писанина? Написал бы какие-то «прелестные письма», как Е. Пугачёв, или пару-тройку лозунгов – мир народам, фабрики рабочим, землю крестьянам, – и все дела… Но писал и писал, потому что относился к вопросу борьбы за власть с научных позиций. Революция без теории – бунт.

Во-вторых, коммунисты в революциях выполняют просветительскую роль, что особенно глубоко В.И. Ленин обосновал в работе «Что делать?»: нужно вносить революционное сознание в стихийное рабочее движение, создавать партию, ликвидировать идейный разброд и шатания в революционной среде.

Революция за рамками сознания – необузданная разрушительная стихия. Вне рамок сознания революционер представлял бы собой вандала или варвара, способного лишь к разрушению. Рим варвары разрушили…

В-третьих, коммунисты в революциях выполняют конструктивно-созидательную функцию. Революция и совершается для созидания, а не для разрушения. Разрушение в революции играет лишь подчинённую роль. Слова «Интернационала» «Весь мир насилья мы разрушим…» относятся не к миру вообще, а именно к миру насилия. Только в этом смысле они являются правильными.

Созидание должно основываться на фундаменте лучших достижений человечества прежних эпох. Именно это Ленин особенно детально разъяснял молодым людям на III съезде комсомола, 100-летие образования которого отмечается в 2018 году. Установка коммунистов на созидание отметает выдумки о виновности коммунистов в развязывании Гражданской войны – она им не нужна была. Коммунисты взяли власть для строительства нового мира, а буржуа с монархистами стремились восстановить прежний мир, т.е. остаться господами. Но народ, вставший с колен, возвращаться в рабство не хотел. Стремление загнать быдло в стойло и привело к Гражданской войне. Но как только она закончилась, большевики сразу приступили к решению созидательных задач.

В ходе революции коммунисты стремились обуздать демонические силы, которые в подобных ситуациях могут творить чудовищные дела. Кто видит в Дзержинском палача или в ВЧК (изначально состоявшую из 23 человек) сугубо карательный орган, тот видит реальность однобоко. Если бы не было органов ВЧК, не было коммунистов, то выезжать за границу было бы просто некому. Богатых просто истребили бы физически, как это и происходило в годы Великой французской революции, в ходе которой буквально за несколько месяцев погибли 4 млн человек.

Оценивая революцию 1917 года, Н.А. Бердяев писал: «Народные массы были дисциплинированны и организованны в стихии русской революции через коммунистическую идею, через коммунистическую символику. В этом бесспорная заслуга коммунизма перед русским государством. России грозили полная анархия, анархический распад, он был остановлен коммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться».

Итог созидательной функции коммунистов – создание второй в мире сверхдержавы, которая к 2000 году, если бы не горбачёвская перестройка, могла превратиться в бесспорного мирового лидера. В истории не было случая, чтобы страна из такого состояния, в каком находилась дореволюционная Россия, поднялась до уровня второй сверхдержавы планеты. Не было и, может быть, не будет никогда.

В-четвёртых, нужно выделить гуманистическую функцию коммунистов в революционной борьбе.

Доказать гуманизм революций в современных условиях, кажется, труднее всего. Разучились даже мы, коммунисты, это делать. Между тем коммунизм – и есть практический гуманизм, равенство. У наших предшественников доказывать это получалось лучше.

Так, В. Гюго называл Французскую революцию «великим утверждением человечности». Он писал: «Запомните, сударь, Французская революция имела свои причины. Будущее оправдает её гнев. Мир, сделавшийся лучше, – вот её последствия. Из самых страшных её ударов рождается ласка для всего человечества» (курсив мой. – Н.Б.). Русский философ Н.А. Бердяев назвал революции «экспериментами гуманизма». Советский историк Е.В. Тарле писал о Французской революции, что она так много сделала для народа, поэтому ей можно простить и диктатуру Робеспьера. «Но царство топора закончилось, и человеческий род поймёт, что революция сделала для него». Однако в условиях современной России человеческий род так и не понял гуманизм революции Октября 1917 года. Она вырвала из нищеты миллионы людей и лишила прежнего богатства лишь тысячи. И разве то «богатство богачей», которым они владели, не было на деле создано людьми труда?

Посмотрим на современных российских миллиардеров: разве они не присвоили собственность всего народа? Разве не гуманным делом стало бы её возвращение подлинным хозяевам и созидателям?

Важно также заметить, что в стихии революции коммунисты противостояли и насколько могли нейтрализовывали случайных к ней прилипал – авантюристов, анархистов, атаманов, махновцев, бандитов, громил и им подобную публику.

ВЫВОД: революции порождаются не коммунистами, они являются расплатой правящих классов за своё социальное равнодушие. Коммунисты в революциях выполняют конструктивные функции. Не нужно путать революцию с бунтом. Конечно, никто не хочет бунта в ядерной стране, но при чём тут революция? Революция – смена правящего класса. А это может происходить в самых разных формах, включая и парламентские.

Наконец, не будем забывать слова В.И. Ленина о том, что «революции… побеждают даже тогда, когда они терпят поражение» (т. 38). Революция – ласка для всего человечества. Уроки Октября 1917 года, как и поражения социализма, даром не пропадут.

Н.Ф. БОНДАРЕНКО.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 11 мая 2018 г.  на сайте ЦК КПРФ,  а также  на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

10 − 1 =