Газета «Родина». О Марксе и марксизме

К 200-летию со дня рождения гиганта, изменившего мир

Учёные ряда стран отмечают как непреложный факт взрывной интерес к Марксу и марксизму. В Германии за последние годы о марксизме было издано рекордное количество книг. Это связано не только с юбилеем Аристотеля XIX века, как назвал К. Маркса В.И. Ленин.

В 90-е годы в исследованиях отмечалось, что по мере углубления кризисных явлений в капитализме марксистское учение вызывает у философов, экономистов и политиков повышенный интерес. Капитал становится настольной книгой не только коммунистов, но и капиталистов.

Только Россия в этом отношении стоит особняком. В ней роль научного обществоведения сведена к нулю. Даже в Посланиях В. Путина парламенту нет и намёка на какие-то хотя бы буржуазные методологические основания в общественном развитии. Вместо того чтобы штудировать марксизм-ленинизм и изучать советский опыт ускоренного развития страны, российские правители и их духовная обслуга в лучшем случае опираются на реакционные учения западных учёных типа Фридмана, прославлявших рынок, свободную конкуренцию, частную собственность и прочие ценности буржуазного мироустройства, которые уже давно опровергнуты самой историей.

В этих условиях разговор о Марксе и марксизме в коммунистической печати приобретает особую актуальность.

Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в Трире (Пруссия). Его отец был адвокат, еврей, принявший протестантство. Так что юный Карл воспитывался не в еврейском духе. Семья была зажиточная, но не революционная.

Маркс окончил гимназию, потом университет, где изучал историю и философию. Защитил университетскую диссертацию о философии Эпикура. По окончании университета переселился в Бонн, где рассчитывал стать профессором. Но гонения на мыслителей того времени, таких, как Людвиг Фейербах и Бруно Бауэр, заставили его отказаться от карьеры учёного. По своим изначальным взглядам он был сторонником Гегеля – идеалистом. Позже под влиянием Фейербаха стал материалистом. В 1842 году Маркс был избран главным редактором оппозиционной «Рейнской газеты» и переселился из Бонна в Кёльн.

Прогрессивное направление газеты было явно неугодно властям, и в марте 1843 года она была закрыта. В том же году Маркс женился на Дженни фон Вестфаллен, подруге детства, с которой был обручён ещё студентом. Дженни принадлежала к прусской реакционной дворянской семье. Её старший брат был министром внутренних дел Пруссии. Маркс с женой воспитали трёх дочерей, которые вышли замуж за социалистов Англии и Франции.

Далее начался период гонений властей и скитаний Маркса по городам Европы: Париж (1843) – Брюссель (1845) – Париж (1848) – Кёльн (1848) – снова Париж (1849) – Лондон (1849), где и жил до самой смерти. В 1844 году в Париже Маркс познакомился с Ф. Энгельсом, ставшим его ближайшим другом. Весной 1847 года Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», по заданию которого в 1848 году написали знаменитый «Манифест Коммунистической партии». Более 40 лет К. Маркс работал над главным трудом своей жизни «Капиталом», первый том которого вышел в 1867 году.

В 1864 году в Лондоне был основан I Интернационал «Международное товарищество рабочих». Маркс был душой этого общества, входил в его руководство – генеральный совет, где состоял и М.А. Бакунин.

Одновременно активно занимался теоретической работой. После падения Парижской коммуны (1871) написал известный труд «Гражданская война во Франции» и продолжал работать над «Капиталом». Но закончить не успел. Усиленная работа в Интернационале и ещё более усиленные теоретические занятия окончательно подорвали его и без того не богатырское здоровье. 2 марта 1881 года умерла его жена, а 14 марта 1883 г. Маркс тихо заснул навеки в своём кресле.

Его работа над «Капиталом» не знает аналогов в истории. Однако без финансовой поддержки Энгельса, который и сам чрезвычайно нуждался, он не только не мог бы закончить «Капитал», но и неминуемо погиб бы под гнётом нищеты. Без интеллектуальной помощи Энгельса «Капитал» так бы и остался незавершённым трудом. Не нужно спрашивать, кто важнее – Маркс или Энгельс. Они составляли собой двуединую личность и были в ней равновеликими. Но Энгельс всегда признавал приоритет во всём именно Маркса.

Нам сегодня невозможно представить тех трудностей, которые испытывали Маркс и его семья в борьбе с бедностью. Они месяцами жили за счёт ломбарда, пока было что туда сдавать, у них не было денег на покупку бумаги. Марксу порой даже не во что было одеться, чтобы выйти на улицу. Когда умер от истощения их маленький сын, его даже не на что было похоронить… А ведь Маркс мог бы жить на гонорары. Но научный мир западных стран устроил заговор против него, как сегодня против России: его травили, шельмовали и не печатали.

Он мог устроиться в министры к прусскому королю через брата жены. Или переметнуться на сторону буржуазии. Разве мало мы знаем таких примеров? Вот как Маркс писал о мотивах своей многотрудной работы над «Капиталом». В его письме Зигмунду Мейеру от 30 апреля 1867 года читаем: «Итак, почему же я Вам не отвечал? Потому что я всё время находился на краю могилы. Я должен был поэтому использовать каждый момент, когда я был работоспособен, чтобы закончить своё сочинение, которому я принёс в жертву здоровье, счастье жизни и семью. Надеюсь, что этого объяснения достаточно. Я смеюсь над так называемыми «практичными» людьми и их премудростью. Если хочешь быть скотом, можно, конечно, повернуться спиной к мукам человечества и заботиться о своей собственной шкуре. Но я считал бы себя поистине непрактичным, если бы подох, не закончив полностью своей книги, хотя бы только в рукописи».

Итак, если хочешь быть «скотом», можно бежать в другие партии, покинув КПРФ, или открыть по ней огонь из вражеских окопов, но Маркс на такое был не способен. За первый том «Капитала» он получил гонорар – 86 марок. А мы за распространение предвыборных листовок деньги требуем…

Марксизм – учение о всемирно-исторической миссии рабочего класса, созданное Марксом и Энгельсом. Его следует понимать с разных точек зрения – как науку, как идеологию и как реальный опыт общественных преобразований, т. е. как политику и технологию в решении конкретных дел.

Марксизм как наука

Наука – выявление закономерностей общественного развития. Они были предметом научного интереса Маркса и Энгельса. Назовём главные законы, открытые ими.

Закон экономического движения буржуазного общества. Это было конечной целью «Капитала» Маркса. Он изучил возникновение, развитие и упадок этого строя. Экономическое исследование Маркс начинает с анализа товара. Товар – вещь, удовлетворяющая какую-то из потребностей человека (потребительная стоимость), или обмениваемая на другую вещь (меновая стоимость). Но при капитализме появляется и другой товар – рабочая сила человека. Главная особенность рабочей силы – способность создавать прибавочную стоимость. Богач, купив такой товар (сегодня таких людей называют работодателями), вправе потреблять его, скажем, 12 часов. Но рабочий в течение первых 6 часов («необходимое» рабочее время) обычно создаёт продукт, окупающий его содержание, а в течение других 6 часов («прибавочное» рабочее время) создаёт «прибавочный» продукт или прибавочную стоимость. Её-то и присваивает капиталист: он просто грабит рабочего, не оплачивает часть его труда и за счёт этого обогащается. Обогащение через ограбление и движет капитализмом.

Закон перехода от капитализма к социализму. Маркс и Энгельс установили, что буржуазное развитие приводит, с одной стороны, к централизации средств производства в руках немногих, а с другой – к обобществлению процесса производства. Производство носит всё более общественный характер, а потребление – частное. Частное присвоение оказывается несовместимым с централизацией и обобществлением (коллективизмом). Капиталистическая (частная) оболочка взрывается. «Бьёт час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют, – писали Маркс и Энгельс. – Тогда наступает эпоха социальной революции».

Закон решающей роли пролетариата в социальной революции. Маркс писал, что ему не принадлежит заслуга в открытии классов или классовой борьбы. Это было сделано задолго до него. Его заслуга в ином – в доказательстве того, что классовая борьба в развитии неизбежно приводит к диктатуре пролетариата, а сама эта диктатура является средством перехода к бесклассовому обществу вообще.

Марксизм учит, что с развитием капитализма все классы, кроме пролетариата, приходят в упадок, что и превращает его в решающую силу общественного развития. Сегодня это положение подвергается яростной критике, так как пролетариата якобы более не существует. Между тем тот же «офисный планктон», как называют его богачи, – «современный пролетариат». Он не связан прямо с производством, но он эксплуатируется, унижается и даже презирается хозяевами и производителями, если не больше. «Кто не понял из Маркса, что при остром столкновении возможны или диктатура пролетариата, или диктатура буржуазии, тот ничего не понял в учении Маркса», – писал В.И. Ленин.

Закон первичности материи и вторичности сознания. «…Идеальное, – по Марксу, – есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»… «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Из этого закона вытекает и материалистическое понимание развития истории.

Закон решающей роли народных масс в историческом развитии. «Вместе с основательностью исторического действия будет… расти и объём массы, делом которой оно становится». Ленин назвал это положение одним из самых глубоких в марксизме. Почему реформы не идут в условиях современной России, как того хотелось бы действующей власти? По очевидным причинам они носят и антинародный характер, не понятны народу и осуществляются узкой группой лиц, которая стремится, как признал Г. Греф, держать массы в неведении, чтобы успешнее манипулировать ими. Господа, ваше дело – безнадёжное. Массы пока безмолвствуют. Потом они скажут своё слово, но вы ему не обрадуетесь.

Ограничусь названными законами, более детальное раскрытие научного потенциала трудов Маркса в рамках газетной статьи не представляется возможным. Лишь подчеркну, что обобществление и преодоление отчуждения человека от собственности, власти и себя самого есть магистральный путь развития всего человечества, гениально предугаданный К. Марксом и подтверждаемый всем ходом исторического развития.

Марксизм как идеология

Наука рассчитана на узкий круг лиц, идеология – на всех. Коммунистическая идеология – комментарии к марксизму как науке, её понимание, разъяснение, аргументация. Это соединение науки с нравственностью. Наука не может овладеть массами, а идеология – может.

Идеология не призвана объективно отражать историческую реальность. Для этого есть наука. Главная функция идеологии – служить крепящим каркасом данного класса, выражать его потребности и идеалы, помогать ему выдержать удары политических конкурентов и социальных стихий.

Идеология капитализма – идеология крайнего индивидуализма, а идеология социализма – возвышающего коллективизма. «…Это была великолепная идеология. И она работала», – писал А.А. Зиновьев. Почему была? Она и осталась, идеологию убить нельзя.

Говорят, что Россия сегодня не имеет идеологии, она переживает лишь идеологическое томление. Но это не так. В реальности у нас утвердилась пришедшая с Запада идеология успеха. Ничего в ней нового нет. Это тот же капитализм, только выраженный в более замаскированной форме. Один раз нашим народом она уже была отвергнута. Будет отвергнута и вновь с помощью марксизма.

Марксизм как политика

(социальная практика)

Это очень важный вопрос, потому что социальная практика всегда сложнее, многообразнее и неожиданнее любых идейных конструкций. Практика может соответствовать теории целиком или частично, противоречить ей и даже исключать её.

Здесь открываются большие возможности для спекуляций марксоедов разных уровней. Ведь за марксизм можно выдавать любые отклонения от него. Например, режим Пол Пота в Камбодже, репрессии в СССР, действия партократов могут преподноситься как действия всей партии, вытекающие из её идейных основ.

Чтобы спекуляции на темы марксизма не были приняты за его сущность, следует руководствоваться тем высказыванием К. Маркса, что коммунизм – движение, уничтожающее нынешнее, т.е. буржуазное состояние общества. Значит, чем меньше остаётся в нём буржуазных начал, тем оно коммунистичнее. Следовательно, это и есть марксизм, реализуемый на деле.

Критики Маркса дождутся того, что люди опять начнут изучать марксизм с усердием В.И. Ленина. Зять К. Маркса Поль Лафарг говорил о тесте: «Этот человек может приходить в ярость, но унывать – никогда!»

Не пристало унывать и нам – коммунистам. Марксизм непременно победит, если ему помогать!

Н.Ф. БОНДАРЕНКО.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 4 мая 2018 г.  на сайте ЦК КПРФ,  а также  на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

пять × пять =