Сегодня в нашем обществе наблюдается повышенный интерес к отечественной истории, особенно в молодёжной среде. Мы стоим перед выбором будущего, а для этого нужно правильно понимать прошлое. Живо дискутируются причины гибели Российской империи. Не ошибусь, если скажу, что самая горячая для обсуждения тема -гибель Российской империи.
Ни для кого не секрет, что главными причинами краха империи были самодержавие, сам император Николай II и его политика. Можно и сегодня встретить людей, в основном монархистов, яростно защищающих Николая Александровича Романова. Одной из защитниц императора стала в наши дни и церковь, причислившая к лику святых бывшего императора и его семью.
И если с монархистами всё понятно -убеждённые сторонники монархии, — то Русская православная церковь повела себя настолько непоследовательно, что это вызывает ряд вопросов.
Первый: за что были канонизированы Николай II и его семья? Ответ оказался на поверхности, как пишет РИА НОВОСТИ: «Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что император Николай II был канонизирован Русской Православной Церковью не за святость прожитой жизни, а за то, что по-христиански принял кончину от рук палачей». Протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает на этот вопрос так же: «Так решила Церковь, так как они претерпели страдания».
Тогда почему не канонизирован царь Александр II, который также был убит революционно настроенным террористом? И почему не стали почитаемыми церковью святыми все, кто погиб от рук врагов России на поле брани, в застенках царских тюрем, в пыточных камерах гестапо и в фашистских лагерях? Разве они страдали меньше? К сожалению, ответа на этот вопрос нет.
Вызывает удивление то, что РПЦ абсолютно не взяла во внимание годы правления царя, прозванного в народе Николаем Кровавым, и, самое главное, печальные итоги правления Николая II, в результате которого погибла великая империя и разразилась Гражданская война. Нельзя не согласиться с тем, что есть некоторая разница, когда мы говорим о судьбе обычного человека и о монархе, правителе огромной страны, на котором лежала громадная ответственность за судьбу государства и народа. Скольких людей он сам обрёк на страдания и предал смерти?
РИА НОВОСТИ также пишет: «Легойда напомнил, что в церковном наименовании царская семья именуется страстотерпцами». А страстотерпцамив Русской православной церкви называют всех христианских мучеников, которые претерпели страдания во имя Иисуса Христа. Но царская семья была расстреляна вовсе не за преданность вере.
Легойда заявляет: «Их убили без вины, а они к своим гонителям и убийцам отнеслись с христианской кротостью и любовью, исполнив тем самым заповеди Божии».
По поводу того, что «их убили без вины», мы сказали выше. А вот то, что «они к своим гонителям и убийцам отнеслись с христианской кротостью и любовью», весьма сомнительно. Я, конечно, слышал, что любовь по-разному проявляется, но во времена правления Николая IIбыли убиты сотни революционеров, соратники которых впоследствии расстреляли царя. Достаточно вспомнить «столыпинские галстуки», Кровавое воскресенье или Ленский расстрел 1912 года. Если бы Николай II действительно любил, он бы соратников своих будущих убийц не казнил.
К тому же, РПЦ свою позицию лицемерно поменяла только в 2000 году, канонизировав царскую семью спустя 82 года после её гибели, когда не стало Советской власти и церковь в угоду власти буржуазной присоединилась к очернителям коммунистов и всего советского.
Так было не всегда, и не всегда члены царской семьи были святыми. По воспоминаниям обер-прокурора Святого Синода Львова, после отречения Николая IIот престола заседание Синода 4 марта 1917 года началось с торжественного выноса из зала заседания царского кресла по единогласному решению присутствовавших иерархов. Таким образом, одним из первых царя предал Святой Синод.
Синод ликовал и радовался отречению. Почему? Да всё просто, царь Николай, хотя церковь и почитал, но независимости ей не дал, может, духу не хватило. А вот отречение государя означало восстановление патриаршества в России. До отречения церковь контролировалась светской властью, а после него снова обрела независимость, и патриархом стал Тихон.
В этом году исполняется 105 лет со дня казни императорской семьи. Все эти годы церковь цинично лицемерила, угождая то одной власти, то другой.
Я считаю, что неразумно смотреть на личность императора лишь с одной стороны, полностью игнорируя проблемы России того времени. А проблем было много: расстрелы, неудачные войны, где гибли десятки тысяч невинных людей, тяжёлое положение пролетариата и крестьянства, экономический кризис и многое другое.
Илья ГОРБЕНКО.
Георгиевск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 16 марта 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.