В условиях ведущейся на Украине СВО, санкционного давления и экономического кризиса в крае возникла ситуация, когда предприятиям пришлось работать в условиях нарушения логистических и производственных цепочек, ухода иностранных собственников предприятий, ухода с рынка импортных технологий, комплектующих и сырья. А с учётом приостановки экспорта сократился и рынок сбыта. Всё это создало реальные проблемы для бизнеса и развития экономики. Перед Россией и Ставропольским краем во весь рост встала задача преодоления последствий.
Готов ли край к этим вызовам? В первую очередь готовы ли государственные органы управления в совокупности с бизнес-сообществом принимать адекватные шаги в ответ на эти вызовы? Эта проблема волнует коммунистов — оппозицию действующей власти. Волнует это и простых граждан — жителей края, благополучие которых напрямую зависит от успешности решения властями стоящих перед обществом проблем.
А проблемы достаточно серьёзны. Из анализа информационного пространства, сформированного провластными СМИ, можно сделать определённые выводы. Тема развития актуальна, её активно обсуждают, власть её видит и старается сделать всё, чтобы она находилась на пике внимания общества, органов власти и средств массовой информации.
Сегодня мы можем видеть в информационном пространстве череду интервью и заявлений губернатора края, министров экономики, сельского хозяйства, глав некоторых муниципальных округов, посвящённые проблемам развития экономики и привлечения инвестиций. Из этой пропагандистской кампании следует, что у руководства края имеются планы на ближнюю и дальнюю перспективы.
Сформированы программы развития отраслей, разработаны прорывные проекты экономического развития под общим названием «Модель экономического развития региона до 2030 года». В документе прописаны оптимистичные цифры предполагаемых объёмов инвестиций, количества вновь создаваемых рабочих мест, ожидаемый экономический эффект от их реализации.
При ближайшем рассмотрении эти планы похожи на то, как это было пять, десять и пятнадцать лет тому назад, когда в стране принимались многочисленные амбициозные концепции, программы экономического развития до 2020, 2025 годов, долгосрочная стратегия экономического развития до 2035 года и множество отраслевых и региональных программ.
Список программ, которые были приняты, бесконечный. Активно участвовал в этом и Ставропольский край. Давались обещания повысить уровень благосостояния жителей Ставрополья. В одной из программ краевая власть отметилась обещанием создать 25 тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест. Где эти рабочие места созданы, не известно, и сегодня об этом обещании власть не вспоминает. А ведь это должны были быть высокооплачиваемые рабочие места, в которых нуждаются жители края.
В своё время эксперты провели анализ реализации российской программы «Стратегия-2010». По итогам вышло, что общий уровень реализации этой программы составил 36%, а по разделу «Реформа социальной сферы» достиг едва 30%.
Крайне низким был уровень реализации реформ в сфере образования (менее 25%), здравоохранения и социального страхования (около 20%). Другими словами, реализация «Стратегии-2010» оказалась на крайне низком уровне, возложенные на программу задачи не выполнены. Аналогичная ситуация и со «Стратегией-2020» В качестве иллюстрации — всего два показателя. Декларировалась цель увеличить реальные располагаемые доходы населения по итогам 2020 года на 64-72% по сравнению с 2012 годом. В общей сложности с 2012 года к третьему кварталу 2019 года реальные располагаемые доходы россиян не увеличились, а сократились примерно на 5%.
Ещё одна цель концепции на 2020 год — снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 году до 6-7%. По итогам второго квартала 2019 года Росстат зафиксировал уровень в 12,7%: за чертой бедности к этому времени жили 18,6 млн человек, то есть бедность осталась почти на том же уровне, и это свидетельствует о провале усилий по реализации стратегии.
В 2019 году об этой программе уже не вспоминали. С тех времён в подходах и механизмах в реализации экономических программ принципиально ничего не изменилось, а в 2023 году условия стали только хуже по причине введённых глобальных антироссийских санкций. Сегодня снова с высоких трибун и через СМИ жителям края представляют очередную порцию «планов громадьё», рассказывают о радужных перспективах роста краевой экономики, росте благосостояния жителей.
Но вот только есть большие сомнения: будут ли все эти планы реализованы, поскольку они опираются на ущербную теорию экономического либерализма и рыночного фундаментализма? Не хотелось бы, чтобы их ожидала такая же судьба, как и все предыдущие.
С реализацией планов у наших властей большая проблема. Не работает, как должно, инвестиционный механизм, не улучшается инвестиционный климат, сохраняется высокий уровень административного давления на бизнес, по-прежнему дорогой и недоступный банковский кредит.
А инвестиционный климат и привлечённые инвестиции — зеркало состояния экономики региона. По сложившейся практике, крупные социальный и инфраструктурный проекты в крае могут быть реализованы только при участии средств федерального бюджета в рамках софинансирования, потому что у Ставрополья денег нет. Отечественный же бизнес не проявляет особой инвестиционной активности.
Упование на прямые иностранные инвестиции с началом СВО бесперспективно из-за санкций. Они уже аукнулись России тем, что иностранные инвесторы вообще покинули страну и несмотря на огромные убытки бросили свой бизнес, создав тем самым большие проблемы для своих партнёров — российских совладельцев предприятий и для их трудовых коллективов.
Что же планируют краевые власти на ближайшую перспективу в условиях кризиса?
В настоящее время на Ставрополье продолжается работа по реализации модели экономического развития региона до 2030 года. В её рамках определены пять прорывных проектов: «Создание кластера по производству удобрений и азотных соединений», «Развитие «зелёной» энергетики», «Создание и развитие агропромышленного кластера», «Развитие туристско-рекреационного потенциала региона Кавказских Минеральных Вод», «Строительство многофункционального оптово-распределительного центра-плодохранилища в Ставропольском крае».
Красивые и громкие названия проектов у неискушённого жителя нашего региона могут вызвать душевный трепет и заставить проникнуться уважением к власти, так много и трудно работающей на благо края. Что же на самом деле представляют собой эти проекты при ближайшем рассмотрении?
Кластер по производству азотных удобрений (аммиака и карбамида) предусматривает привлечение 270 млрд рублей внебюджетных инвестиций. Проект подразумевает строительство заводов по производству карбамида — сырья для азотных удобрений, а также азотных соединений на площадке ЛУКОЙЛа в Будённовске и на предприятии Еврохима в Невинномысске. Объекты инвестиций — уже работающие предприятия, а производство удобрений в Невинномысске ведётся давно.
Назвать эти проекты прорывными нельзя, поскольку ничего нового эти технологии не содержат. Инвесторы — крупные именитые компании, вкладывая свои большие средства, намерены увеличить переработку газа в продукты, имеющие большой спрос на внешнем рынке на фоне падения спроса на газ на мировом рынке. Производимые удобрения идут на экспорт, а на внутренний рынок — ставропольским аграриям — попадает мизер из-за их высокой цены. Краевые власти к этим проектам присоседились и участвуют в них номинально, включив в стратегию и обозвав это английским словом «кластер», что означает группу организаций, расположенных на одной территории и сотрудничающих друг с другом. Вот и всё участие, вся новизна.
Следующий «прорывной» проект — развитие «зелёной энергетики». В крае уже созданы четыре ветроэлектростанции мощностью 450 мегаватт и общим объёмом финансирования 65 млрд рублей. В 2022 — 2023 годах было подтверждено строительство трёх ветроэлектростанций с общим объёмом финансирования более 45 млрд рублей. Строит и финансирует эти станции «дочка» «Энергоатома» и намерена завершить работу в текущем году.
Удивляет в этом проекте его «актуальность» по той причине, что край является по факту энергоизбыточным. Он производит на двух тепловых и нескольких гидроэлектростанциях столько электроэнергии, сколько ему не нужно. Он снабжает электроэнергией все соседние регионы. А после успешно проведённой деиндустриализации — массового закрытия промышленных предприятий — спрос на киловатты сильно упал, и электроэнергию стало некуда девать.
Производство электроэнергии на ветроэлектростанциях не может конкурировать с газовой и гидрогенерацией, так как стоимость киловатт-часа получается существенно дороже и поэтому не может быть альтернативой. Всё это больше похоже на модную престижную европейскую игрушку, а не на прорывной проект. Решение о строительстве ветровых электростанций принимал «Энергоатом», а краевое правительство просто включило эти проекты в свои планы, хорошо зная, что они не актуальны и пока не конкурентны.
Следующий проект нацелен на создание и развитие агропромышленного кластера. Его реализация должна привлечь в экономику края 72 млрд рублей, создать почти 7 тысяч рабочих мест. Этот проект представляет собой строительство теплиц для производства овощей в закрытом грунте. Является ли он прорывным — однозначно трудно ответить, хотя при строительстве некоторых теплиц будут использованы инновационные технологии (инновационные климатические системы «Air&energy», которые позволяют улучшить климат в корпусах, установить более равномерные температуры и избежать грибковых заболеваний растений). А в остальных будут использоваться рядовые давно и хорошо освоенные технологии.
Вот только овощная продукция, производимая в этих теплицах, в торговых сетях имеет запредельные цены и поэтому малодоступна рядовому ставропольскому потребителю. Четвёртый прорывной проект носит название «Строительство многофункционального оптово-распределительного центра-плодохранилища в Ставропольском крае». По сути, это создание оптовой плодоовощной базы.
Для аграрного края такой объект необходим, и инвестор наверняка имеется. Есть ли в этом что-то прорывное? Можно с уверенностью сказать: нет.
Логистические технологии, которые будут здесь использоваться, не являются чем-то новым — всё всем давно хорошо известно. Создаваться центр будет в Невинномысске на промышленной площадке территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Невинномысск». Этот ТОСЭР по сути единственный успешно реализованный проект краевых властей, начатый ещё в бытность губернатора Гаевского в 2008 году. Сегодня в нём работают 39 резидентов. Все остальные аналогичные проекты — индустриальные парки в Ставрополе, в Будённовске, в районе КМВ — не стали успешными.
И ещё два проекта касаются развития ставропольских курортов. Планируется сформировать особую экономическую зону туристской направленности, а также создать для санаторных гостиниц всю необходимую инфраструктуру.
Эта сфера бизнеса стара, как мир, курортная деятельность хорошо освоена и не несёт ничего такого, что могло бы обеспечить прорыв в экономическом развитии Ставрополья.
Подводя итог, можно сделать вывод, что все представленные проекты не могут быть тем драйвером роста, который обеспечит прорывной рост экономики края. В представленном перечне присутствуют в основном инфраструктурные проекты, которые, конечно, нужны, но для роста валового регионального продукта и реального роста благосостояния жителей края нужны проекты в сфере обрабатывающей промышленности (возрождения промышленных предприятий), проекты по импортозамещению.
В Ставропольской и Кавминводской агломерациях нужны проекты, имеющие большое количество невостребованной квалифицированной рабочей силы и испытывающие большой дефицит рабочих мест с достойной заработной платой.
Сегодня удельный показатель объёма валового регионального продукта, приходящегося на одного жителя Ставропольского края, меньше общероссийского показателя в 2,26 раза. По этому показателю край занимает 69-е место в России, в 2022 году он снизился на 7%. Ставрополье по уровню развития является глубоко депрессивным. Отсюда и низкая средняя заработная плата — 37 354 тыс. рублей (61-е место в России) и, соответственно, высокий уровень бедности.
В этой связи у краевых властей впереди много реальной, а не показной работы. Нужны действительно ёмкие прорывные проекты, но ничего этого нет. То, что представлено губернатором — «Модель экономического развития региона до 2030 года», — фактором ускорения экономического роста региона станет едва ли.
Фактически мы имеем очень робкие попытки развивать экономику с непредсказуемым результатом.
Отсюда у оппозиции вопрос: стоит ли нам всем ожидать обещанного роста благосостояния жителей края?
Станислав БАНИШЕВСКИЙ.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 2 марта 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.