Нет, пожалуй, более простого, более очевидного, но и более важного отличия в нравственных установках людей, чем эти: думай о боге – говорит священник; думай о себе – наставляет буржуа; думай о других -говорит социалист.
И в этом состоит одно из главных различий между капитализмом и социализмом, которое с таким трудом улавливается многими людьми, хотя ответ, казалось бы, лежит на поверхности: чем по большей части заняты мысли людей, то и есть в их жизни главное.
Помнится, в четвёртом или в пятом классе советской школы, мы, учащиеся того времени, наизусть запоминали стихотворение Михаила Исаковского о В.И. Ленине, где были такие слова:
Он думал о том, о бесправном народе,
Кто поздно ложился и рано вставал,
Кто в тяжком труде изнывал на заводе,
Кто жалкую нивку слезой поливал…
А мой отец был крестьянином, значит, Ленин думал и о моём отце, догадывался я. Но более всего меня поражали другие слова этого стихотворения:
И плёл бы я лапти…
И, может быть, скоро
Уже обогнал бы отца своего…
А мой отец был сапожником, значит, Ленин думал и обо мне? Эти детские мысли и переживания во многом и предопределили мою жизненную судьбу и моё отношение к Владимиру Ильичу. Его крупный портрет висел в нашей хате в святом углу под небольшой иконкой, что очень наглядно свидетельствовало об убеждениях моих родителей.
Но почему Ленин думал о народе, а другие политики думают только о себе? Понимание разницы между ними пришло позже. Конечно, многое зависело и от нравственного воспитания в семье, но всё же главное заключалось в обращении Ленина к марксизму – подлинной науке о человеческом обществе.
Зная её, нельзя было оставаться эгоистом и придерживаться буржуазной морали, т.е. жизни лишь для себя. В сущности, думать о себе – лишь животная мораль, человек начинается именно с мысли о другом человеке. Но если думать о других, то кто же подумает о тебе самом? Другие и подумают. Ведь думать о других – обязанность всех людей в социалистическом обществе. И такое понимание обустройства жизни приносит каждому гораздо больше дивидендов, чем забота одиночки о себе самом.
Мысль марксиста о другом человеке распространялась на всё общество. Сделать его счастливым стало смыслом всей жизни В.И. Ленина. Хотя к чему ему — отнюдь не бедному человеку и дворянину — были какие-то пролетарии? Разве он с его-то способностями не мог себе организовать более спокойную, более благополучную и даже более долгую жизнь? Конечно, мог и легко, но это уже был бы не Ленин, не марксист.
Однако говорят, что любить всё человечество гораздо легче, чем проявить какие-то адресную заботу и помощь. Ленин же был прекрасным сыном, его письма к матери полны трогательной нежности и любви. А его отношение к товарищам по партии полны примеров подлинно человеческого внимания, которые никак не соответствуют господствующему ныне в обществе его образу как безжалостного диктатора.
Приведу некоторые примеры, которые содержатся в полном собрании сочинений В.И. Ленина, где содержится главным образом его переписка с другими лицами.
У Ленина был личный секретарь — молодой парень, дельный, энергичный, некто Сидоренко. Но напился и кричал, что он не кто-нибудь, а секретарь Ленина. За что и был уволен. Владимир Ильич направил его на «либеральное» трудоустройство к Дзержинскому с запиской, в которой говорилось: «Сидоренко говорит мне, что он глубоко покаялся. И я лично склонен вполне верить ему; парень молодой, по-моему, очень хороший. К молодости надо быть снисходительным».
Проходит заседание Совнаркома. Ленин замечает в коридоре людей, приглашённых на иной вопрос. Пишет секретарю Совнаркома записку: «Выгонять их не надо. Но вам и другим секретарям объявляю выговор: сто раз говорено, что приглашать можно лишь на соответственный вопрос».
Из Гомеля пожаловался управляющий аптекой, что у него ЧК изъяла крайне необходимый ему… велосипед! И Ленин занимается велосипедом. Шлёт телеграмму: «Немедленно расследуйте строго и проверьте. Телеграфируйте, если нет особых или военных причин, то за конфискацию велосипеда будете наказаны».
Идёт война. Нарком продовольствия до предела измучен работой и заботами. Владимир Ильич пишет ему записку: «Тов. Цюрупа! Вид больной. Не теряя времени – на двухмесячный отдых. Если не обещаете точно, буду жаловаться в ЦК». Другой раз тому же Цюрупе Ленин лично делает следующее предписание: «…Больше двух часов без перерыва не работать, позже 10 ½ час. не работать, приёма публике не давать. Ограничительные предписания Лидии Александровны Фотиевой выполнять беспрекословно».
За изуродование портрета В.И. Ленина была арестована ЧК гражданка В.В. Першикова. Ленин даёт телеграмму: «Освободите Валентину Першикову немедленно, а если она контрреволюционерка, то следите за нею».
Статист Хрящева живёт далеко от места работы, ей тяжело ходить пешком. В.И. Ленин пишет записку Л.А. Фотиевой, чтобы та при случае объяснила Хрящевой, что в те дни, когда нет вопросов статистики, «можно раньше уходить и даже не ходить».
О Ленине его противники любят говорить как о гонителе веры и верующих. Так ли? В связи с Первомаем и Пасхой, указывал он В.М. Молотову, недопустимы такие лозунги, как разоблачение лжи религии. «Это нельзя. Это нетактично, — втолковывает Ленин. – Именно по случаю Пасхи надо рекомендовать иное: не разоблачать ложь, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии».
Наконец приведу ещё один пример, весьма актуальный для нашего казачьего края. Из Донецкой области Ленину жалуются, что Ревком ликвидировал название «станица», запретил носить лампасы, упразднил слово «казак» и т.д. Вот что пишет В.И. Ленин на этот счет: «Обращаем внимание на необходимость быть особенно осторожными в ломке таких бытовых мелочей, совершенно не имеющих значения в общей политике и вместе с тем раздражающих население».
Таков был Ленин в реальной жизни. Его строгость всегда подкреплялась думой и заботой о других.
Как же важен нам всем этот жизненный завет и практический наказ В.И. Ленина! Если думать не только о себе, а главное о других, значит, не будет социальной несправедливости, обид, насилий, преступлений и даже не будет войн.
Очень важно вспомнить об этом ленинском уроке хотя бы в день памяти о нём.
Николай БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 19 января 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.