Под именем русских в данном случае понимается вовсе не национальность по рождению, а национальность по воспитанию, субъективному ощущению человека себя русским.
Сам я по рождению «беспросветный» украинец, мои родовые корни там — на Украине, — и они очень глубокие, но мой сын узнал о моей национальности лишь с получением паспорта и очень удивился: «Выходит, что и я — украинец?».
Но кто в советское время придавал какое-то существенное значение своей национальности? Это и есть, на мой взгляд, главное духовное достижение Советской власти в национальном вопросе — мы забывали о своей национальности.
Возможно, что в этом и было что-то «нехорошее», но не смогу сформулировать, что же именно. Могу однозначно указать на хорошее в ленинской национальной политике, которое могут отрицать или очень недалёкие, или уж очень образованные люди, которым кажется, что они — умнее всех и могут критиковать даже Ленина. А хорошее заключалось в расцвете через сближение.
Это — парадоксальная мысль Советской власти, она заключается в том, что сближение наций в советских условиях ведёт не к стиранию национальных особенностей и различий, а к взаимному обогащению ими.
Трудно сказанное объяснить нынешней молодёжи, но люди постарше помнят, как, встречаясь на концертах, да и вообще в компаниях, мы любили кавказскую лезгинку, украинский гопак, русское «яблочко», молдавский жок бэтрынеск — танец стариков; мы любили песни Ротару, Толкуновой, Магомаева, Розы Рымбаевой, Бюль-Бюль оглы и Кола (Николая) Бельды.
А если взять артистов, то тут национальное вообще стиралось. Кто помнил, что Вия Артмане — прибалтийская красавица — может не быть русской царевной? О её национальности люди узнали, лишь когда прибалтийские власти выгнали её жить где-то на полуразвалившейся даче за популярность у русских.
Кто помнил, что Донатас Банионис — прибалт? Думали, что просто фамилия такая. И узнали о его подлинной сущности лишь тогда, когда он под старость вдруг заявил о своём пренебрежении к русскому народу и о мучительном служении советскому кинематографу, в то время как его душа всецело принадлежала Западу.
Ах, как же, Банионис, мы, русские, любили тебя! А уж как любили грузина Вахтанга Кикабидзе! Я ведь помню даже его выступление в Ставропольском цирке. Это было где-то в начале 80-х годов. Он как-то двусмысленно высказался о русских детях, которые несли ему цветы, дескать, это не дети его так сильно любят, а русские женщины.
Я тогда очень возмутился его выходкой, а жена махнула рукой, дескать, ведь он, в сущности, прав, не дети же дарят цветы. Ой, не был он прав и тогда, потому что русские женщины по-настоящему преданы только русским мужчинам, я даже рассуждать на эту тему не хочу.
Но особенно он оказался неправ, когда события задели его национальную струну. И тут он, как та избушка бабы Яги, вдруг стал к России задом. Он начал своими заявлениями отливать такие пули, направленные против русского народа и всей советской системы, что и оправдать их даже формально нечем.
Но дело даже вовсе не в Вахтанге. Проблема гораздо шире. Это вопрос об отношениях нации большой и нации маленькой. Никто не виновен, что он принадлежит к той или к другой нации, но он всё же несёт в себе те или иные её характерные черты.
В рамках данной статьи очень важно выделить черту русского народа. Задача эта необычайной сложности, которую решают лучшие умы народа веками и, увы, никак не решат. Но я всё же сошлюсь на характеристику русского народа, которую даёт, видимо, не самый известный его представитель Иван Охлобыстин.
Он пишет о русских: «Бесстрашны, как звери, мудры, как природа, добры, как ангелы, доверчивы, как дети». Конечно, во всех этих оценках есть свои преувеличения. Но иначе и быть не может: ни один националист, говоря о качествах своей нации, не может избежать преувеличений. Но в них же есть и значительная доля правды, как можно её отрицать?
Бесстрашны, как звери. Представим державу, которая отпраздновала недавно трёхсотлетие со дня своего образования. Я себе это представляю как ствол трёхсотлетнего дерева: кто его может сломать-опрокинуть? Так и перед большевиками стояла монолитная громада несокрушимого царизма. Ведь Ленину говорили: «Что же вы, молодой человек, бунтуете, ведь пред вами же — скала!». А он отвечал: «Скала, да гнилая, ткни пальцем, и развалится».
И русские всё-таки пошли на штурм этой скалы. Они ткнули её, конечно, не пальцем и — развалили. Они не побоялись чудовищной сложности и даже нереальности развала многовековой царской империи и победили.
Да кто же не пойдёт за таким народом? И многочисленные головы разных народов склонились перед русским человеком: да это же Илья Муромец, пробудившийся от вековой спячки! Мудры и добры, говорит о русских Иван Охлобыстин, и не только он.
Меня всегда удивлял период начала Второй мировой войны. Ведь те же русские или узбеки столетиями враждовали друг с другом. И вдруг спустя всего двадцать лет после великого Октября поэт Джамбул провозгласил: «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя! Не затем я на свете жил, Чтоб разбойничий чуять смрад; Не затем вам, братья, служил, Чтоб забрался ползучий гад В город сказочный, в город-сад; Не затем к себе Ленинград Взор Джамбула приворожил!»
Кто мне может объяснить превращение детей Ленинграда в монгольско-джамбульских детей Казахстана?
Ответ прост: русские были «мудры, как ангелы, и добры, как природа». И народы братских республик складывались поэтому в единую многонациональную державу. Эта держава выдержала совершенно невозможные испытания, наивно полагая, что это лишь русских дело.
Конечно, русские — наивны, чудовищно наивны. Ведь они никогда не опубликуют данные о своих материальных и людских потерях, которые пришлось принести во благо процветания той или иной республики.
Самой цветущей в созвездии СССР была, конечно, Украина. Но что только не сделали мы — русские — для неё? Бесполезно приводить аргументы. И не только в пользу Украины.
Недавно было голосование в ООН в поддержку российской резолюции. За нас — лишь 14 государств.
Среди них нет Казахстана, Таджикистана, Киргизии, даже той же Армении, нас поддержала лишь одна Беларусь из 14 союзных республик, входивших в состав СССР! За что же такая неблагодарность? Неужели это подарок к 100-летитю СССР? И собираются ли они вообще праздновать эту дату?
Увы, неблагодарность — это лишь по нашим понятиям. А с них взятки гладки, потому что слабый защищается прикосновением к сильному. Пусть и не каждый, например, та же Монголия, не стала примыкать к фашистам. Спасибо, что поддержали русских в годы Великой Отечественной войны. Россию предают кому не лень.
В год 100-летия образования СССР это, увы, приходится признавать. И принимать не как заслуженное, а как неизбежное деяние, потому что, как уже было сказано, слабый защищается прикосновением к сильному.
Пока СССР был могучим светочем в историческом развитии человечества, было нормой находиться в союзе с ним. СССР чем привлекал союзные республики? Он отрезал кусок мяса от себя и корми л им того, кого вёз на себе, как в известной сказке. Он напрасно так делал? Нет, русские создали семью народов. Она нам награда.
Лучше быть наивными детьми, чем подлыми взрослыми. Да, мы были доверчивы, как дети. Мы и остаёмся такими же.
Но нельзя детей обманывать бесконечно. Ведь они взрослеют.
Николай БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 29 декабря 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.