Антуан де Сент-Экзюпери считал, что самая большая роскошь на Земле — человеческое общение. Диалоги о главном — о том, что читал и читает учитель, о чём писал и пишет — не просто роскошь человеческого общения. Это необходимое условие существования и культурного развития любого народа и человеческого общества.
27 марта 2022 года мне исполнилось 87 лет. Почти 70 лет назад, в 1954 году, я окончил физико-математический факультет двухгодичного учительского института в Черкесске и получил диплом с отличием учителя физики и математики. С 1961 года постоянно выписываю, получаю, читаю и сохраняю подшивки «Учительской газеты», которая с каждым годом становится всё лучше, интереснее и полезнее. Постоянно занимаюсь пропагандой «Учительской газеты» в меру своих сил и возможностей.
К сожалению, читать я начал поздно — с 14 лет, когда стал понимать сказанное и написанное на русском языке. Писать начал только с 30 лет, а публиковаться — с 60-ти, когда серьёзно занялся пропагандой чтения.
В свои 87 лет каждый номер «Учительской газеты» мне хочется читать от первой до последней страницы. Очень интересны и полезны многие публикации. К примеру, «Учитель, гуманист и поэт анатомии» (№41 от 11 октября 2022 года), посвящённая учёному-педагогу П.Ф. Лесгафту. В ней, в частности, сообщается, что Лесгафт выявил семь «школьных типов»: лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко забитый, злостно забитый, угнетённый, нормальный. И каждому типу дал характеристику.
Как пишет автор статьи Михаил Богуславский, «Лесгафт внёс основополагающий вклад в семейную педагогику. В книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение» учёный-педагог изложил научные основы родительской педагогики. Он считал, что различные типы детей формируются прежде всего в зависимости от условий жизни в семье и воспитания.
В одной из лучших в Карачаево-Черкесии школ — №1 станицы Зеленчукской — работает учительница математики Юлия Капалкина. Прочитав ряд её публикаций на страницах «Учительской газеты», я написал ей письмо с предложением включиться в работу по пропаганде в Карачаево-Черкесии чтения вообще и «Учительской газеты» в частности. И поучаствовать в деле возобновления издания специальной газеты для учителей Карачаево-Черкесии, которая начала выходить в начале ХХI века по инициативе доктора педагогических наук, профессора И.А. Шаповаловой, работавшей министром образования и науки Карачаево-Черкесии.
Продолжая разговор о проблемах развития интереса к чтению, хочу привести высказывания некоторых учёных и учителей, которые с раннего детства в течение всей своей жизни постоянно много читали. «Люди в тысячу раз больше заботятся о приобретении богатства, чем знаний» (Жан — Жак Руссо). «Потребности производятся точно так же, как и продукты» (Карл Маркс). «Без книг и газет работать невозможно» (Владимир Ильич Ленин). «Люди должны быть образованны. Всех рабочих мы сделаем когда-нибудь образованными, интеллигентами» (Иосиф Виссарионович Сталин).
Я с удовольствием, интересом и большой пользой для себя читал книгу российского журналиста и прозаика, главного редактора «Учительской газеты» Арслана Хасавова «Диалоги о главном». На мой взгляд, она интересна и полезна всем, кто хочет содействовать развитию чтения, образования, просвещения и воспитания подрастающих поколений. Считаю, что это учебник для учёных, учителей, учащихся и родителей.
Книга «Диалоги о главном» позволяет заочно пообщаться с 32 знатными россиянами, узнать их мнения и взгляды.
Верно говорил доктор исторических наук Василий Прокофьевич Любин: «Успех приходит благодаря целеустремлённости и большому труду. В основе поисков лежат знания и опыт». Прав и первый в мире учёный-космонавт Сергей Николаевич Рязанский: «Нужно сделать жизнь детей интересной и полезной».
Но, как известно, в педагогике главный вопрос не «что?», а «как?». К глубокому сожалению, сколько людей, столько и мнений по вопросу о том, чему учить и как учить. А разномыслие губит. Как свидетельствует автор книги «Иван Грозный» писатель Валентин Костылев, это понимал ещё русский царь Иван Васильевич Грозный. Приходится сожалеть о том, что даже отдельные учёные ошибочно считали и продолжают считать разномыслие в деле воспитания и обучения большим благом. Не один писатель Сергей Шаргунов полагает, что «многое можно и нужно менять». Однако по вопросу о том, что и как нужно менять, мнения россиян нередко крайне противоположны, что является, на мой взгляд, причиной серьёзных недостатков в развитии науки, культуры, образования, просвещения и воспитания подрастающих поколений в течение последних десятилетий.
Молодым нужны ориентиры, и указать их должны учителя. Но кто даст ориентиры самому учителю?
Мне очень понравилось то, что сказала на страницах газеты президент Российской академии образования Ольга Васильева: «Я вообще люблю учиться. И считаю, что учёба всю жизнь — это то, что даёт человеку крылья и возможность двигаться вперёд. Каждый ребёнок талантлив, задача помочь ему раскрыться. Конечно, работа хоть и не быстрая, но крайне необходимая». То же самое говорит и российский государственный деятель Алексей Комиссаров: «Главная задача школы — дать человеку возможность раскрыть свой потенциал, который, я уверен, есть у каждого».
А поскольку будущее зависит от учителя, каждый народ должен заботиться о развитии чтения, постоянном пополнении знаний, как это делали Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, Крупская и другие великие учителя всех времён и народов.
Фуад ПАФОВ,
учитель, ветеран труда.
Карачаево-Черкесия.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 1 декабря 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.