Толерантность — сравнительно новое распространённое довольно туманное, противоречивое и лукавое понятие, которое может использоваться в неблаговидных целях. Разумеется, само понятие никакой вины в себе не несёт, а лукавят люди, использующие его.
Представители государств — членов ЮНЕСКО, специального учреждения Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, — собравшиеся в Париже на 28-й сессии Генеральной конференции 25 октября — 16 ноября 1995 года, торжественно приняли Декларацию принципов терпимости в отношениях между людьми, народами и государствами. В их основу была положена идея Устава ООН о том, что в целях избавления грядущих поколений от бедствий войны люди должны проявлять терпимость и «жить вместе в мире друг с другом как добрые соседи».
Таким образом, изначальная идея толерантности (терпимости) носит исключительно гуманный характер, она направлена на избавление человечества от бедствий войны. Эту идею нельзя не приветствовать.
Однако сам по себе термин «толерантность» гораздо старше ООН. Это понятие использовалось в науке уже в XVIII веке. В России оно стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но в 30-х годах исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х.
Этот термин пришёл в обществознание из медицины. В 1913 году американский зоолог В. Шелфорд сформулировал закон толерантности: любой живой организм имеет определённые эволюционно унаследованные верхний и нижний пределы толерантности (выносливости) к любому экологическому фактору.
Ныне эта идея широко используется в социологии, политологии, педагогике, психологии и других науках. Каждая из них вкладывает в него свой смысл, отвечающий конкретным научным интересам.
Изначально в социологии и родственных ей науках толерантность (лат. tolerare — терпеть, переносить, выносить, привыкать) понимается как терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Но в чём конкретно и в какой мере она должна проявляться, однозначно до сих пор не выработано. И это вряд ли возможно. Уж слишком разнообразен мир людей! И потому так трудно бывает оценить то или иное их действие — толерантно ли оно в данном случае или нет.
Является ли это явление благом для людей? Казалось бы, это не должно вызывать сомнений: жить в согласии и без конфликтов. Разве плохо? Но сомнения возникают и вполне обоснованные. Обычно упускается важный момент: требование толерантности обращено ко всем народам и всем субъектам общения. Нельзя его понимать односторонне.
Односторонняя толерантность означает превращение людей в социальную пыль. Толерантный человек слабый. Он всё готов принять и на всё согласиться. Никого и никогда не побеждает. В сущности, это СПИД человечества. Толерантность — способ лишения людей политической воли. Она противоречит конкурентному духу самого капитализма. Фактически это философия так называемого постмодерна, суть которого «Всё пойдёт!». Не надо ничему удивляться и возмущаться, не нужно бороться против чего бы то ни было. Всё обустроится само собой.
Примеры вреда толерантности: однополые браки; отказ от традиционного родительства; гомосексуализм; педофилия и т.д. С позиций толерантности всё это нужно принимать, включая и идеи фашизма. Ведь именно благодаря толерантности Запада возродился и окреп украинский фашизм. Не слишком ли дорогую цену платит человечество за толерантность?
Значит, терпимость плохо и нужно отказываться от неё? Отказываться от толерантности нельзя, это значило бы бензином гасить огонь, но нужно поставить её в определённые рамки.
Во-первых, это явление нужно ограничить философскими рамками, главная из которых — мера. Она одна из главных категорий философии. Нарушение меры ведёт к возникновению другого качества и превращению явления в свою противоположность. Значит, толерантность вне меры — не добро, а зло, с которым нужно бороться.
Во-вторых, нужно защитить от толерантности сферу морали. Мораль формируется исторически, её носителем является народ. Возникновение альтернативной морали равносильно нравственной смерти народа. Мораль не может и не должна быть предметом искусственного конструирования в угоду каким-то модным явлениям. Ведь народная мораль имеет глубинные биологические, природные основы. Разве, например, запрет на родственные браки — всего лишь пережиток, который следует игнорировать?
В-третьих, нужно также защитить от толерантности сферу идеологии. Толерантности нужно противопоставить идейную убеждённость людей. Идеи, даже ошибочные, делают человека сильным. Их отсутствие ослабляет, лишает воли, и бери его хоть голыми руками. В России, по Конституции, нет идеологии вообще. Это разоружило нас перед идеологией фашизма и бандеровщины, которую приняло на вооружение руководство Украины.
Значит, толерантность не нужно воспитывать? Нужно, но в следующей последовательности: сначала — идейность, затем — нравственность и уже потом — толерантность.
Толерантность — это доброта, гуманность, уважение к другому человеку, другой стране, другому народу, расширение собственных интеллектуальных и культурных границ. Однако мир, основанный на принципах толерантности — мир будущего, и человечеству ещё предстоит до него дожить. Доживёт ли?
Идея толерантности сегодня — заказ и орудие мировой буржуазии, такой же её фетиш, как и демократия.
Буржуазия использовала толерантность для разрушения советского строя и СССР. Почему мы потерпели это поражение? По простой причине: стали толерантны по отношению к капитализму. А как мог в этом случае устоять социализм?
Буржуазия эту идею использует для борьбы с другими государствами, претендующими на ведущую роль в мировом развитии. США и её присные толерантны буквально ко всему, что не угрожает их господству. Всё прочее подвергается всяческой дискриминации.
Буржуазия использует сегодня идею толерантности для борьбы с Россией. Обвиняя русских в нетерпимости, западный мир сам проявляет нетерпимость по отношению к России: он нетолерантен в отношении к ней, победившей фашизм и борющейся с фашизмом сегодня. Запад вполне толерантен в отношении Украины и украинцев. С помощью толерантности (а точнее, её игнорирования) для России просто не оставляют места в современном мире. Буржуазия использует толерантность для борьбы с идеями Коммунистической партии. Коммунистов обвиняют в игнорировании толерантности по отношению к господствующему классу — богатым. И в свою очередь действуют в высшей мере нетолерантно, подвергая их гонениям и запретам. И не усматривают в этом никакой лукавости или подлости.
Но коммунисты никогда и не заявляли о своей толерантности в отношении буржуазии. И вовсе не потому, что они отказывают представителям буржуа в человечности. Буржуа — такие же люди, как и пролетарии, но само общественное устройство таково, что хозяин всегда действует в интересах себя и своего класса, наступая на интересы трудящихся. Это невозможно опровергнуть, с этим невозможно смириться.
Нужная и верная идея толерантности в современном мире попросту игнорируется и дискредитируется буржуазией, является её замаскированной дубиной в проведении своей классовой политики. Чем больше слышится слов о толерантности, тем меньше в современном мире терпимости. Человечество вплотную подошло к развязыванию ядерной войны. Толерантность терпит фиаско. Поразительный пример превращения добра во зло!
Ничего не поделаешь. С помощью толерантности мир изменить нельзя. Но обмануть этой идеей, увы, можно всех. И пока получается. Будьте, граждане, осторожны с толерантностью.
Николай БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 17 ноября 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.