Слов, вынесенных в заголовок этих заметок, в «Манифесте Коммунистической партии», нет. Маркс и Энгельс, видимо, полагали, что это понятно и без всяких разъяснений. Однако там есть утверждение: рабочие не имеют своего Отечества. Ключевое слово «своего». Отечество рабочим ещё нужно завоевать, что и сделали российские пролетарии и крестьяне в 1917 году. В 1991 году буржуазия отечество у трудящихся отобрала.
И теперь у рабочих и крестьян опять нет своего Отечества, о чём напомнил участникам заседания секретарь Ставропольской городской комсомольской организации В.В. Дорофеев. Между тем своё отечество есть у буржуазии, но оно ей без надобности. Такие абстракции, как долг, патриотизм, Отечество, буржуазии неведомы или не нужны. Её Отечество там, где её капиталы. На это указывали все великие мыслители.
Тот же А.И. Герцен писал, что буржуа может подняться даже до героизма, но лишь защищая свой барыш. А браться за оружие для защиты какого-то отечества буржуазия не будет. Она предаст, обманет, откупится или сбежит за границу. И это не её личная (исключения бывают везде), а классовая черта.
Иное дело рабочие и крестьяне. Им бежать некуда, не на что и незачем. У них Отечества нет лишь формально, а по сути всё, что вокруг, кроме природы, создано их руками. И потому Отечество в онтологическом смысле у трудящихся есть всегда, и они его будут защищать до конца. Это их классовая черта. Исключения, конечно, бывали, есть и будут, но в данном случае речь идёт вовсе не об исключениях, а об отношении разных классов общества к защите Отечества.
Этот вопрос был одним из главных на заседании Ставропольского отделения российских учёных социалистической ориентации, которое состоялось 27 октября. Были обсуждены и многие другие вопросы.
С аргументированным сообщением на тему «День народного единства и правда истории» выступил В.Н. Зубенко.
О содержании XIV тома Полного собрания сочинений В.И. Ленина рассказал Н.Ф. Бондаренко. Он заострил внимание слушателей на двух проблемах. Первая: должны ли коммунисты участвовать в работе буржуазных парламентов? Вторая: участвуя в работе буржуазной власти, коммунист выступает как политик или как хозяйственник? У Ленина есть исчерпывающие ответы. Участвовать во власти или не участвовать? По Ленину, это вопрос не принципа, а целесообразности, т.е. не может быть однозначного ответа. Ту же царскую Думу большевики и бойкотировали, и избирались в неё. КПРФ бойкот не использует, но нельзя сказать, что это правильно или неправильно. В каждом отдельном случае думать надо.
Коммунист в буржуазном парламенте всегда выступает как политик, а вот в социалистическом прежде всего — как хозяйственник.
Но, чтобы разобраться в этих вопросах, нужно мыслить, как Ленин, а именно — с классовых позиций и диалектически. И хорошо бы заслушивать в парторганизациях депутатов местных органов власти именно как политиков, потому что народ их посылает во власть не для её укрепления, а для борьбы за его (народа!) интересы.
Николай ФЕДОСЕЕВ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 3 ноября 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.