В России примут документы стратегического планирования, чтобы противодействовать подрывной работе Запада. Об этом заявил зам. секретаря Совбеза РФ Олег Храмов в интервью «Российской газете».
Совсем недавно, уже после девяти вечера, услышал по радио какие-то гортанные хриплые крики на иностранном языке под забойные музыкальные инструменты. Решил поинтересоваться, что же это за вечерний шабаш творится на государственном «Радио России». Оказывается, это была регулярная радиопередача «тяжёлой музыки», в которой исполнялись на тот момент новинки от групп (да простит великодушно читатель мою дремучесть, если что, т.к. перевод мне неизвестен) Slipknot, Borealis, Stratovarius, «Монгол Шуудан», Drowning Pool, B.O.W., Rage, Tankard и Skid Row.
Навёл справки про единственное название на русском и вот что узнал: «Монгол Шуудан» — советская и российская анархо-панк-рокгруппа, смотрящая на взаимоотношения общества, человека и власти через определённую призму Гражданской войны в России (1917- 1922), рассматривая её участников и её события как героев и через мировоззрение махновщины, которая является основной и доминирующей тематикой песен.
В 1993 году группа записала альбом «Собачья чушь», с которым успешно гастролировала по Европе, выступив на одной площадке с такими командами, как «The Exploited» и «L7». Спору нет, под такую бодрящую чушь, чтобы не заснуть, хорошо гнать на всех парах к российско-грузинской или казахстанской границе или хомячкам-блогерам с девайсами на ушах в соцсетях бездумно сливать врагу локации интересующих его объектов.
Но вряд ли такая музыка сможет вдохновить бойцов на позициях, и без того уже наслушавшихся в радиоперехватах ненавистных криков иностранных наёмников. Не обрадует, наверное, она и вновь мобилизованных призывников, отдыхающих после изнурительных занятий по боевой и политической подготовке. Впрочем, не факт, что последняя ныне практикуется в российских войсках. Тем важнее должны стать для них продуманные воспитательно-патриотические программы на госрадио. Однако кто этим теперь занимается, вот вопрос.
Не пора ли уже государственному радио понять, что время 90-х, когда оно только зарождалось и сменило дикторов Всесоюзного радио на крикливых ди-джеев, старавшихся во всём подражать своим коллегам на «Радио Свобода», прошло, и надо бы взрослеть. Хотя бы потому, что доступ к сайту «Радио Свобода» стал уже ограничен решением Генеральной прокуратуры РФ от 24 февраля 2022 года.
На сегодняшний день «Радио России» — единственная в стране федеральная радиостанция общего формата, производящая все виды радиопрограмм: информационные, общественнополитические, музыкальные, литературно-драматические, научно-познавательные, детские.
Однако явная легковесность его некоторых радиопрограмм создаёт впечатление, что оно всё ещё находится под влиянием не государственных, а частнорыночных отношений. Львиная доля эфира отводится, например, рекламе фармакологических средств, о чудодейственных якобы свойствах которых на правах рекламы подробно рассказывается в эфире.
Между тем важность государственного радиовещания трудно переоценить. Но кто работает над тем, чтобы сделать российское радио, как и советское было когда-то, занимательным и широковещательным? В СССР над этим работал Всесоюзный комитет по радиосвязи и радиофикации, исходя из общей культурно-просветительной идеологической концепции для всей страны.
Вёрстка всесоюзного вещания тщательно планировалась. Оно начиналось в 6 часов утра с Гимна СССР, далее следовали утренняя гимнастика, выпуск новостей и потом на выбор — «Ленинский университет миллионов», «Трибуна международника», научно-популярная «Наука на службе мира». Значительное место в вещании занимали также радиоспектакли и музыкальные выпуски.
1 августа 1964 года в эфире впервые прозвучал фрагмент песни «Подмосковные вечера», и начала свою работу популярнейшая у населения радиостанция «Маяк». Популярной она стала благодаря своему формату. Две пятиминутки новостей в час, а далее музыкальные и развлекательные передачи. К тому же, станция была круглосуточной.
Появились тематические передачи для студентов, рабочих, служащих Советской Армии и детей: «Пионерская зорька», «С добрым утром!», «Концерт по заявкам», «КОАПП», «Радионяня», «Клуб знаменитых капитанов», «Встреча с песней». Эти программы завоевали любовь радиослушателей. Сетка выстраивалась десятилетиями и нарабатывалась поколениями советских людей.
Может, «Радио России» стоит изучить опыт радиокомитета СССР или хотя бы попробовать заменить рекламные десятиминутки всевозможных лечебных средств новостями? Но, так или иначе, роль радио, как, собственно, и других информационных средств в нынешней информационной войне, необходимо повышать.
Во время Великой Отечественной войны его пропагандистское значение трудно было переоценить. Репродуктор стал основным источником информации для населения, а диктор Левитан — камертоном страны. Блокадников в Ленинграде выручал городской метроном, работавший на радио круглосуточно. Его равномерный и очень простой звук успокаивал людей и вселял в них уверенность, а во время авианалётов подавал сигнал воздушной тревоги. На днях региональное радио в новостях сообщило о торжественном захоронении на Ставрополье в Курском районе останков четырнадцати воинов, павших в битве за Кавказ, найденных поисковиками края. Солдат Великой Отечественной похоронили со всеми воинскими почестями. Однако имена тринадцати героев остались пока неизвестными.
В то же время на Ставрополье с некоторых пор широко вдруг стали известны имена пособников нацистов, старательно реабилитируемые «известными краеведами». Им систематически посвящаются передачи и музеи, документальные фильмы, устанавливаются памятники, хоть и на частных территориях, о них пишутся и свободно продаются книги, в их честь называются школы.
Чего стоят на фоне такого, без преувеличения, беспрецедентного пиара предателей гордые рапорты государственных СМИ о российских победах в информационной войне и в духовно-нравственном патриотическом воспитании молодёжи?
Максим ИВАНОВ.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 27 октября 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.