Газета «Родина». Работа В.И. Ленина «Задачи союзов молодёжи» и современность

2 октября 1920 года В.И. Ленин выступил на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического союза молодёжи с речью, которая вошла в историю под названием «Задачи союзов молодёжи». Никакая другая ленинская речь все последующие годы не была столь популярна в комсомольской среде, как эта. Однако её знание и понимание комсомольцами было всегда проблематичным. Максимум, что знали из неё многие комсомольцы, сводилось к фразе: Ленин поставил задачу учиться коммунизму.

Сохранила ли своё значение эта работа в наши дни? Давайте обратимся к сегодняшним комсомольцам с этим же призывом: «Ребята, учитесь коммунизму!». В ответ почти наверняка последует сцена недоумения: о чём это говорят старшие товарищи, которые во многом сами же и виновны в отказе от коммунизма?

Выходит, что эта ленинская работа уже устарела?

Я бы не стал так говорить и свёл бы значение этой работы к трём принципиальным моментам.

Во-первых, эта работа очень богата теоретическим содержанием, без знания которого не может быть образованного комсомольца и коммуниста. Так, в ней даётся понимание марксизма как выводов К. Маркса из суммы всех знаний, накопленных человечеством (см.: с. 303-304), раскрываются понятия классов, классовой борьбы (см.: там же, с. 310) и пролетарской культуры (см.: с. 302). Здесь же находим ответы на вопросы: что такое коммунизм и коммунистическое общество (см.: там же, с. 314)? Раскрывается понимание коммунистической нравственности и даются другие определения. Они вовсе не устарели. По этой работе можно изучать азы марксизма, как по Манифесту Коммунистической партии.

Во-вторых, эта ленинская работа интересна в историческом плане: надо знать, какие Ленин ставил задачи перед первыми поколениями комсомольцев. Главная задача заключалась в том, чтобы учиться не чему-то, а просто учиться — получать современные образование и воспитание (см.: с. 298). Это было тогда необычайно актуально, хотя ещё не завершилась Гражданская война, и казалось: до учёбы ли было молодёжи?

Но Ленин понимал, что без современного образования коммунизма не построить. Вторая задача заключалась в том, чтобы учиться коммунизму, под которой Ленин понимал сочетание содержания коммунистических лозунгов, книг и брошюр с умением делать самостоятельные научные выводы.

И третья задача состояла в том, чтобы учить коммунизму и себя, и других. Ленин под этим понимал прежде всего сплочение молодёжи, укрепление дисциплины и единой воли, без чего мы будем разбиты неминуемо, и особенно — решение молодёжью конкретных практических задач. Нужно, писал он, «чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодёжь решала ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» (с. 318). (Страницы цитируются по 41-му тому Полного собрания сочинений В.И. Ленина).

В-третьих, в работе «Задачи союзов молодёжи» содержатся требования к союзам молодёжи, которые, видимо, не утратят своей актуальности никогда. Выделю главное: «Союз коммунистической молодёжи должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин» (с. 316).

Конечно, молодёжь нуждается в партийном руководстве, но Ленин об этом ничего не говорит, а говорит о другом — об организационной самостоятельности комсомольцев, их умении в каждом деле проявлять свою инициативу.

Какие сегодня важные задачи стоят перед партией и комсомолом? Прежде чем учиться коммунизму, необходимо сначала вернуть народу Советскую власть. Ведь когда Ленин выступал перед молодёжью, эта задача уже была решена, и можно было говорить об учёбе коммунизму. А сейчас задача передачи власти народу стоит перед нами вновь. Какую здесь молодёжь проявляет инициативу?

Вторая современная задача, стоящая перед партией и комсомолом, заключается в защите государственной независимости России и, более того, — в сохранении самого российского народа от уничтожения со стороны западных «демократий». В ленинскую эпоху эта задача в основном была решена, а сегодня нет её актуальнее. Какую в этом деле инициативу проявляет комсомол? Может быть, им объявлен набор добровольцев в войска? Где они — нынешние комсомольцы-добровольцы? И могут ли они появиться у буржуазной власти?

Конечно, без партийной помощи ждать от молодёжи особых инициатив, своего почина было бы наивно. Здесь коммунисты, на мой взгляд, должны руководствоваться следующими принципами: а) приблизиться, чтобы понять; б) открыться, чтобы приблизиться; в) приблизиться, чтобы возвысить.

Приблизиться, чтобы понять. Нам, людям старшего поколения, кажется, что мы хорошо знаем и понимаем молодёжь, ведь мы и сами были молодыми. Но зададимся простыми вопросами: знаем ли мы, о чём мечтают молодые люди? Чего они боятся? Что они ненавидят? Что приводит их в отчаяние? Что приводит их в восторг? Вокруг чего постоянно вращаются их мысли? И т.д. Такие знания нужны и о каждом молодом человеке, и о молодёжи вообще. Но есть ли они у нас? Ведь каждое новое поколение нужно изучать фактически с нуля.

Как же получить такие знания? Прежде всего нужно наблюдать спонтанные проявления эмоций людей. Это: смех, страх, слёзы, стресс, стыд. Они могут многое рассказать о молодом человеке, поскольку спонтанно выдают его глубинную суть, которой трудно или даже невозможно управлять.

Второй приём приближения к молодёжи — умение слушать. Внимание к тому, что говорит человек, — ключ к его душе. Тут важно умение разговорить другого, избегая окриков, одёргиваний, скороспелых выводов.

Третий приём — умение спрашивать, которым блестяще владел философ Сократ. Есть очень важные элементы искусства вопроса: уместность, корректность, искренность, доброжелательность. Имито и нужно овладевать.

Открыться, чтобы приблизиться. Речь идёт о том, чтобы поднять шлагбаум своей души. Сложный это вопрос, хотя советы тут простые. Надо научиться говорить с молодёжью искренне, не боясь откровенности, говорить о своей жизни, проблемах, недостатках и просчётах в жизни. Надо научиться советоваться с молодыми, честно признаваться, если не знаешь путей решения той или иной проблемы. И при этом не забывать психологический закон: искренность почти всегда вызывает такую же ответную реакцию.

Приблизиться, чтобы возвысить. Наша педагогическая беда — резкое неприятие пошлости, примитивизма, эгоизма, агрессивности, болезненной сексуальности и других негативных качеств, характерных для современной молодёжи. Мы и не должны их принимать, но всё дело в форме неприятия. Нельзя переходить на безапелляционную критику или примитивное брюзжание: «А вот в наше время…», «А вот мы в ваши годы…». Или: «Нашему поколению было всё по плечу, а вашему — по барабану». Этим невозможно ни исправить, ни возвысить мысли и чувства человека.

Интересную мысль об этом высказывал глубокий знаток человеческой психологии Ф.М. Достоевский. Он считал: чем глубже пал человек, тем больше он нуждается в возвышенном идеале; оздоровление корней желаний происходит только тогда, когда человеческая душа полностью захвачена противоположным эгоистической натуре идеалом. Молодёжи нужны идеалы, без них она звереет. Их роль не осталась в прошлом.

Коммунизм, которому, по Ленину, нужно учиться — именно идеализм, т.е. мечта и стремление установить максимально комфортные взаимно развивающиеся отношения между людьми, а вовсе не склад, где можно всё приобрести готовое и даром.

Молодость — пора идеализма, так было во все времена. Зажечь молодых людей идеализмом, кроме коммунистов, больше некому.

Н.Ф. БОНДАРЕНКО.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 29 сентября  2022 на сайте ЦК КПРФ,  а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.