Прочитав в газете «Правда» в №79 информацию о круглом столе на тему «Болонская система: вход и выход», я пришёл к выводу: задача в том, чтобы, как и раньше я неоднократно отмечал, вернуть советскую марксистско-ленинскую педагогику и коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня они игнорируются, о чём, к глубокому сожалению, никто из выступавших на заседании круглого стола не сказал ни слова.
Думаю, утверждение «в руководстве КПРФ каждый второй имеет учёную степень» — не главный показатель эффективной работы по развитию науки, культуры, образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения, в том числе и марксистско-ленинского. Как и вся история человечества, история ХХ и ХХI веков — история борьбы образования, просвещения и воспитания с мракобесием, в чём, на мой взгляд, КПРФ пока не преуспевает, так как не является правящей партией.
Ни для кого не секрет, что все достижения СССР и его многонационального народа были связаны с развитием науки, культуры, образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения, в том числе марксистско-ленинского, в первой половине ХХ века. А все неудачи и беды — следствие пренебрежения советской системой воспитания и образования в последующий период.
На мой взгляд, избрание руководителем КПСС, которая создавалась и развивалась под руководством В.И. Ленина, малограмотного Хрущёва было трагической ошибкой, как и избрание руководителями партии во второй половине ХХ века малограмотных в отношении марксизма карьеристов. В немалой степени это было следствием гибели на фронтах Великой Отечественной войны нескольких десятков миллионов лучших граждан и патриотов СССР, в том числе учёных, учителей, членов КПСС и ВЛКСМ, защитивших ценой своей жизни свободу и независимость многонационального народа Советского Союза.
Очень сложно исправить ситуацию в XXI веке, что и отмечали участники круглого стола. Интересными и полезными были выступления Олега Смолина, Петра Кучеренко, Дмитрия Бисикало, Алексея Лубкова, Владимира Зернова, Александра Бузгалина, Ирины Сухолет. Но мне больше всего понравилось выступление Михаила Матвеева, содержание которого, на мой взгляд, наиболее полно отвечало интересам развития науки, культуры, образования, просвещения и воспитания.
Матвеевым были предложены первоочередные меры, которые необходимо осуществить в ближайшие годы, в том числе: изменить закон «Об образовании», принять срочные меры по восстановлению ленинской и сталинской системы образования, просвещения и воспитания, увеличить финансирование и повысить эффективность использования выделяемых средств. Нужно, считает М. Матвеев, полностью изменить управление в этой сфере, нужно развивать общественные управление и самоуправление. Нас всех во второй половине ХХ века, по моему глубокому убеждению, не всегда учили тому, чему надо, и не так, как надо. Поэтому и не умеем делать всё, что надо, и так, как надо.
К сожалению, в ХХI веке в капиталистической России руководители государства и чиновники перестали советоваться с рабочими, крестьянами и интеллигенцией, как это делали Ленин и Сталин при всей своей высочайшей образованности, просвещённости и воспитанности. Капитализация и рыночные отношения в науке, культуре, образовании, просвещении и воспитании подрастающего поколения приносят отрицательные результаты. Наше общество беднеет духовно и интеллектуально, исчезают познавательный интерес и любовь к науке у молодых, преобладает обывательское мышление у людей старших поколений.
Председатель Российской Академии образования О.Ю. Васильева на страницах «Российской газеты» (№158) писала о том, что «мало кто изучает историю педагогики», «молодой учитель вряд ли сможет вызвать научный интерес у учащихся, он ведь сам не был в это погружён». «Ни одна программа не связана с особенностями региона», «методику преподавания истории, литературы, химии и физики ведёт один и тот же человек». «Есть неплохой советский опыт, — подчёркивала она, — пора сегодня об этом опыте снова начать говорить».
В СССР невиданное в истории народов мира внимание уделялось развитию чтения, чего не скажешь о нынешней России. На мой взгляд, пренебрежение чтением — самое слабое звено в системе науки, культуры, образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения. В.М. Шукшин в ХХ веке писал: «Учитель прочитал — ученикам рассказал». Думаю, что в ХХI веке следует действовать по принципу: ветеран прочитал — внуку рассказал; учитель прочитал — ученику посоветовал прочитать! Но это, на мой взгляд, в нынешнее время делается крайне недостаточно. Люди разобщены, зомбированы электронными СМИ, не делятся знаниями друг с другом. В лучшем случае — новостями.
В своей статье «В интересах подрастающего поколения ветераны могут и должны сделать многое», выложенной в разделе «Все новости» на сайте ЦС РУСО 9 мая 2022 года, я подробно рассказал об этом на примере Карачаево-Черкесии. К сожалению, пример Ленина и Сталина, показывающий, как с раннего возраста в течение всей своей жизни нужно постоянно много читать, пополнять свои знания, глубоко ошибочно забыт и заброшен. Ельцин даже лишил в 1997 году Российскую государственную библиотеку имени Ленина, хотя в народе она по-прежнему зовётся «ленинкой». Что говорить тогда об остальных чиновниках буржуазной России, если так поступил человек, который десять лет работал первым секретарём Свердловского обкома КПСС, а потом и первым секретарём Московского горкома КПСС?!
На первой странице газеты «Правда» (№79) сказано, что «в руководстве нашей партии (КПРФ) каждый второй имеет учёную степень». Но я не читал и не слышал, чтобы кто-нибудь из руководства КПРФ исторически достоверно, научно правильно и практически полезно сказал, каковы причины разложения КПСС и разрушения СССР, кто виноват и что делать. Ведь эти вопросы волнуют всех коммунистов и сочувствующих, всех граждан России, продолжающих считать себя советскими людьми. Значит, наша наука далека от реальной жизни.
Не могу согласиться и с участником круглого стола Петром Кучеренко, который считает, что «сейчас не ставится задача вернуться в прошлое». Конечно, прошлое вернуть нельзя, но взять из прошлого всё полезное, проверенное исторической практикой, можно и нужно.
Я уверен, что именно марксистско-ленинская, советская педагогика, от которой глубоко ошибочно стали отходить и окончательно отказались во второй половине ХХ и в ХХI веке, позволяла готовить из юношей и девушек личности, обладавшие творческим потенциалом и общественной активностью. Поэтому её нужно вернуть, к ней нужно вернуться.
Фуад ПАФОВ.
Аул Али-Бердуковский, Карачаево-Черкесия.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 1 сентября 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.