Речь, конечно же, пойдёт о лётчиках. Изначально асы в германо-скандинавской мифологии — основная группа богов. Лётчиков асами, т.е. богами неба, стали называть во французской авиации в начале ХХ века.
Ас — из немецкого, восходит к французскому «туз». Немцам особенно понравилось это экспрессивное слово, как и изображать тузов на фюзеляжах своих самолётов.
В России в годы Первой мировой войны такого слова ещё не было, но лётчики асы уже были. Самый известный из них — Пётр Николаевич Нестеров, который 27 августа (9 сентября) 1913 года на моноплане Ньюппор-4 с двигателем в 70 лошадиных сил совершил манёвр, который получил название «петли Нестерова» или «мёртвой петли».
Нестеров сам её рассчитал и так доверялся своим расчётам, т.е. центробежной силе, что перед выполнением «мёртвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолёту. И не выпал из кабины. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.
В широкий обиход слово «ас» вошло во время Великой Отечественной войны, тогда же возник и не утихающий ныне спор: чьи же асы были успешнее — немецкие или советские?
Западные «мыслители» и тогда, и сейчас «убедительно» доказывали и доказывают, что асы немцы были лучше наших. А наши же сторонники резонно возражали и возражают.
Сами лётчики цитировали: «Наша удаль не забыта, Не один стервятник сбит. Мы всегда от «Мессершмитта» Оставляем мусоршмитт!» Ещё убедительные факты: немецкое господство в воздухе продолжалось до июля 1943 года, именно на это время и приходились главные потери нашей армии и главные победы немецких асов, а потом всё — господство в воздухе завоевала советская авиация.
Основная часть потерь немецкой авиации (57%) пришлась именно на воздушные бои (кто же лучше владел лётным искусством?), хотя большой вклад в решение задачи завоевания господства в воздухе внесли и удары по аэродромам противника. Но они тоже совершались прежде всего нашей авиацией! И потому все споры насчёт того, чьи же асы были лучше, являются во многом спекулятивными. Кто победил в итоге войны, тот и лучше!
Асами считались лётчики, сбившие не менее пяти самолётов противника. Наиболее результативными из них, которые записали на свой счёт больше всего всех сбитых в воздушных боях самолётов противника, были: Иван Никитович Кожедуб — 64 самолёта, Александр Иванович Покрышкин — 59 самолётов, Григорий Андреевич Речкалов — 56 самолётов, Николай Дмитриевич Гулаев — 55 самолётов, Кирилл Алексеевич Евстигнев — 53 самолёта и т.д.
Как известно, за годы Великой Отечественной войны звание героев было присвоено 11 739 лётчикам, первыми тремя героями были именно военные лётчики. Всего за годы войны 2 271 авиатору было присвоено звание Героя Советского Союза (героев-артиллеристов — 1 744, героев-танкистов — более тысяч). При этом больше всего Героев дали стране представители штурмовой авиации — 860, затем шли истребители — 836, бомбардировщики — 203, разведчики — 86, пилоты транспортной авиации — 23, воздушные стрелки — 18, военные комиссары и политработники — 16. Разумеется, сказанное не значит, что победой в войне наш народ обязан прежде всего авиаторам, названные цифры лишь подчёркивают изначальный героизм, заложенный в профессии лётчика, и не обязательно военного.
Лётчик всегда имеет дело со смертельным риском даже во время обычного тренировочного полёта. Лётчик — потенциальный герой всегда. Многие ли могут сказать о своей профессии подобное? Но более поразительно другое, что они — лётчики — считают свою профессию самой обычной работой. Мой хороший знакомый командир вертолётного полка, участник афганской войны, награждённый двумя орденами Красной звезды, просто-таки не выносит разговоров о героизме профессии боевого лётчика. Он буквально раздражается и переводит разговор на какую-то другую тему. Честно говоря, я даже подозревал, что человек немного, как говорится, «рисуется».
Но вот началась и продолжается на Украине так называется специальная военная операция. Сведений, сколько лётчиков стали Героями России в результате этой операции, пока нет, но некоторые из них, давая интервью, поражают своей именно скромностью в оценке сделанного: взлетел, обнаружил, сделал манёвр, нанёс удар, уклонился, вернулся, приземлился. Как всё просто! Они, похоже, действительно свою смертельно опасную профессию считают обычной работой. Но не будем верить этой простоте!
Современное общество в большом долгу перед своими защитниками — военными вообще и особенно перед военными лётчиками. Оно всё более разучивается ценить военных вообще (это их работа!), в том числе воинов-авиаторов. Слово «асы» мы к ним часто применяем?
А ведь нынешние лётчики своим мастерством не только превосходят, но и просто удивляют асов прошлых времён, включая и ещё живых Великой Отечественной. Конечно, в этом нет вины героев прошлых времён, но это нисколько не умаляет уровня мастерства нынешних боевых лётчиков, которые выполняют совершенно невозможные фигуры высшего пилотажа.
На чудовищных скоростях или, напротив, при нулевой скорости они же выполняют манёвры и движения, которые противоречат законам физики и которые сопряжены с едва ли разумным риском, который называют всего лишь точным расчётом: как может летать задом наперёд, как можно лететь вертикально в двух метрах от земли или крыло от крыла в метре друг от друга? Лётчики «Стрижей» или «Витязей» — это же просто какие-то циркачи или безумцы!
Вызывает трепет одно лишь название фигур высшего пилотажа: кобра, хук, кульбит, управляемая бочка, вираж, горизонтальная восьмёрка, спираль, пикирование с углами до 45°, горка с углами до 45°, боевой разворот и т.д. (Конечно, к этим чудесам причастны и наши удивительные инженеры и конструкторы, создающие фантастические самолёты, такие, как Су-35. 12 августа — это и их праздник). Иной раз думаешь: неужели это нужно для боя?
Но, видимо, всё это и необходимо для того, чтобы не просто выжить, но и победить в бою. Но вернусь к долгу общества перед асами современности. Сегодня даже космонавтика лишилась прежнего героического ореола. Что уж говорить о пилотах. Но правильно ли это?
Не позор ли для современного общества, что лучшим фильмом о военных лётчиках до сих пор является «В бой идут одни старики», а о героизме гражданских лётчиков фильм «Иду на грозу», и даже фильм-катастрофа «Экипаж» уже порядком устарел. Но если даже в профессии пилотов общество перестало видеть героизм, а ведь его же там меньше не стало, то в чём же оно его видит вообще?
И далее: а можно ли припомнить какую-то современную песню о лётчиках, тем более — о военных лётчиках, о лётчиках-асах? Вспоминается лишь только советский и надрывный голос В. Высоцкого «Сергей, ты горишь…»
12 августа, конечно, день военных авиаторов. Но хочется, чтобы он был всенародным праздником. Лётчики-асы этого достойны. Как и лётчики вообще. И нелишне напомнить, что Советский Союз совсем недавно по историческим меркам был ведущей авиационной державой мира.
До 70% всех авиационных перевозок совершались на советских самолётах. Не верится, но ведь это же было!
Советские военные лётчики стали родными для жителей той же КНДР, а нынешние военные — для жителей той же Сирии. Так что всех можно поздравить с праздником общим для России!
Н.Ф. БОНДАРЕНКО
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 11 августа 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.