Говорят, что в школах собираются ввести или уже вводят уроки финансовой грамотности. Наконец-то многочисленные мошенники будут обузданы мощной многомиллионной рукой школьных интеллектуалов! Наконец-то эти проходимцы перестанут набивать себе мошну, используя капиталы учащихся и пользуясь их финансовой наивностью!
И всё же у меня на этот счёт есть некоторые оговорки и сомнения. Вот первые из них.
Неужели наши суды забиты ещё не рассмотренными делами по поводу финансовых преступлений, совершённых против детей и подростков школьного возраста? Но, насколько я понимаю, таких дел нет, ибо они невозможны по закону. Согласно действующему законодательству РФ, ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия, ст. 54 Семейного Кодекса РФ). А если это так, то зачем школьников учить борьбе с мошенниками или искусству накопления денежных средств, которые они пока ещё не зарабатывают? И вообще, они же ещё «ребёнки».
Второе сомнение вытекает из первого: в какие финансовые отношения вступают современные школьники? Со своими товарищами, родителями, учителями, организациями и т.д.? У меня нет ответа на этот вопрос ввиду отсутствия соответствующих законов.
И, опять же, спрашивается: зачем школьникам изучать отношения, в которых они не участвуют? Какой у них будет к этому интерес? Но говорят, что 92% школьников поддерживают идею финансовых уроков. И что? Это основание для принятия взрослыми законодательного решения? Это же всё равно что спросить ребёнка: ты хочешь иметь много своих денег? Отказа он не услышит…
Не станут ли такие уроки способом сократить детство, своеобразной войной против него? Ведь деньги — уже не детство, а взрослость. Зачем планируется втягивать детей в решение взрослых проблем, связанных с деньгами?
Ответят: для подготовки к будущему! Но дети живут в мире детства в настоящем, а не в мире будущего. Они не могут жить в мире взрослых, как и взрослые не могут жить в мире детей. Хотя и жили в нём, но уже всё забыли напрочь, как обрезало. Дайте же детству вызреть в детстве (Ж.-Ж. Руссо). А настанет взрослость — бывшие школьники и сами научатся защищать свои капиталы, и очень успешно: не такое уж это хитрое дело.
А вот и главное сомнение: не кажется ли вам, читатель, что, изучив уже в детстве главные приёмы финансовых махинаторов, школьники начнут их использовать в эгоистических интересах уже сейчас и тем более — в будущем? Тут же нет никаких гарантий, одни соблазны. Вообще-то, найденные кошельки приносят в полицию дети до 12 лет, т.е. финансово неграмотные… И потому уроки по финансовой грамотности могут исподволь превратиться в уроки финансового мошенничества.
Карл Маркс писал, что общество никак не сможет прийти в равновесие, пока оно не станет вращаться «вокруг солнца труда». А Россия ныне вращается вокруг «солнца» рубля. Давайте же поменьше втягивать в это вращение хотя бы детей. Деньги хорошие слуги, но плохие хозяева. Они дегуманизируют даже взрослых, что уж о детях говорить?
Но именно взрослые развращают детей деньгами больше, чем половыми проблемами. Не давайте детям денег больше, чем это нужно на проезд или на один пирожок, но ведь и эти суммы порождают буллинг (травлю в детской среде). Не учите детей финансовой «мудрости», они этому легко научатся и без нас, по уже имеющейся информации в различных СМИ. Не поощряйте различными суммами, тем более крупными.
Моя знакомая поделилась со мной интересными наблюдениями. Один племянник сделал дяде-гостю подарок: несмотря на семилетний возраст приготовил дяде обед. И тот ему за это дал целых 100 рублей. Вы бы видели, говорила она, счастье этого ребёнка! Но стоит ли взрослым разделять такое счастье?
И она же рассказала недавний случай из своей семьи. Её одиннадцатилетний внук, помогающий бабушке извлекать из Интернета нужные ей фотографии, вдруг сказал: «А давай, бабушка, за каждое полученное фото ты будешь мне платить десять рублей!». Она выплатила ему наработанную сумму, но мальчик постеснялся её брать, на этот раз пока постеснялся, а следующий раз он уже не попросит, а потребует деньги.
Такое будущее мы должны готовить и детям, и себе?
***
Поразительный пример подаёт наше государство: вместо того чтобы перекрыть каналы формирования в обществе всяческих мошенников, оно мобилизует школьников на борьбу с ними. Какую пользу может принести такая борьба? Я это себе представляю с трудом, а вред представляю хорошо.
Неужели власти всерьёз видят в этой мере какой-то правовой ресурс?
Увы, опытному мошеннику ничего не стоит обмануть не только взрослого, но и само государство в лице юриста, не говоря уже о зелёном школьнике. А формирование таких мошенников — «заслуга» именно государства. И не нужно к этому процессу подключать школу.
Эти заметки. вв PDF-версии газеты «Родина» от 11 августа 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.