Ежегодно 28 июля в нашей стране отмечается День крещения Руси — государственная памятная дата, законодательно установленная 31 мая 2010 года в память о крещении Руси, отнесённом к 988 году. Одновременно отмечается день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси.
Казалось бы, мы, атеисты с материалистическим мировоззрением, малое отношение имеем к праздникам православной церкви. Но вспомним становление Руси как государства.
Киевский князь Владимир понимал, что язычество, где у каждого свой бог, мало объединяет людей и плохая опора для власти. Для этого нужны единобожие и единая идеология — духовная скрепа для молодой нации.
Владимир разослал послов в государства, где исповедовались ислам, иудаизм, буддизм, христианство, конфуцианство, индуизм. И когда послы, вернувшись, поведали ему о том, в чём состоит суть и смысл этих мировых религий, как отправляются их культы, князь выбрал христианство византийского образца. Ему очень понравились нравственные законы, которые проповедует эта религия, красота христианских храмов и торжественность богослужений. И ввёл православие.
Историческая притча о том, что «Владимир крестил Русь огнём и мечом», говорит о том, как непросто преодолеть в сознании людей веками сложившиеся верования и утвердить новую веру.
Но в деле становления русской государственности и укрепления централизованной власти этот шаг был прогрессивным. Князь Владимир до тридцати лет был ярым язычником, но дальновидным политиком.
Православная вера определила будущее государства и уже больше тысячи лет остаётся общей духовной ценностью русского, украинского и белорусского народов. На протяжении девятнадцати веков глава русской православной церкви находился у власти рядом с монархом. Православная церковь не только духовно укрепляла русский народ и утверждала в обществе такие нравственные основы, как уважение к старшим, культ семьи, милосердие, честность, бескорыстие, ценность человеческой жизни, но и оберегала самодержавие.
Христианской религии народы Европы и России обязаны развитием письменности, архитектуры и зодчества, изобразительного искусства и музыки. Великое дело совершили болгарские православные монахи — братья Кирилл и Мефодий. В 863 году они создали славянскую азбуку, отсюда пошло начало славянской письменности. После крещения Руси проникновение письменности на Русь стало массовым. В основном это были богослужебные книги.
История русских книг ведётся от 999 года — от появления Новгородского кодекса. Русский первопечатник Иван Фёдоров создал первую печатную книгу «Апостол», а немецкий первопечатник Иоганн Гуттенберг впервые опубликовал «Библию». Первые училища на Руси создавались для подготовки русских православных священников, первые школы для обучения детей грамоте открывались при храмах.
Российские и европейские города и веси украшают храмы различных стилей, построенные в течение веков. И мы уже не представляем русского пейзажа без сияющего на лоне природы белокаменного храма, увенчанного куполами.
Лучшие живописные шедевры европейского Возрождения написаны на библейские сюжеты. Русские иконы всегда представляли собой художественную ценность. Почти вся музыка И.-С. Баха и других композиторов написана для церковных богослужений. «Реквием» В.А. Моцарта и сегодня остаётся одним из самых исполняемых произведений.
Духовную музыку писали великие русские композиторы П. Чайковский, М. Глинка, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, С. Рахманинов, а в наши дни — Р. Щедрин, В. Гаврилин, Г. Свиридов. Огромный вклад в сохранение и популяризацию православной музыки вносит Московский государственный академический камерный хор под управлением профессора В. Минина. Хор по праву считается русской святыней.
Цивилизованный житель планеты не может не признавать влияния религии на развитие культуры и укрепление государственности.
Коммунисты ценят историческое и культурное наследие своей страны и всего человечества.
Марксистско-ленинское учение выделяет девять различных способов духовного освоения действительности — основных форм общественного сознания. В их числе — философская, научная, экономическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная, эстетическая, экологическая. Таким образом, нельзя не признавать религию как одну из основных форм общественного сознания, нельзя огульно отрицать её.
В то же время все религии имеют свою крайность, доходящую до экстремизма, национализма и терроризма. Это оборотная сторона любой религии, направленная на жёсткое неприятие и крайнюю нетерпимость идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение к иноверцам вплоть до физического истребления.
С первых лет возникновения христианства священники искореняли древнегреческую и римскую мифологию — политеизм, культ различных божеств, занимались уничтожением античных статуй как символа греховности человеческого тела. Так были утрачены многие бесценные шедевры античности. Затем инквизиция объявляла колдуньями и колдунами самых красивых женщин и самых богатых граждан западных стран, подвергая их сожжению на костре и присваивая их имущество или пополняя таким способом казну государства.
Коммунистам могут поставить в упрёк отделение церкви от государства, борьбу с религиозным мировоззрением, закрытие церквей и преследование священнослужителей в первые годы Советской власти. Но это была одна из форм классовой борьбы восставшего пролетариата. Церковь и её служители продолжали защищать ненавистный царский режим и белогвардейщину, выступать против большевизма и уводить сознание людей от реальной действительности в мистический мир.
Тяжелейшие испытания, выпавшие на долю советских людей в годы Великой Отечественной войны, стали причиной более лояльного отношения Советской власти к православной церкви, дающей верующим хотя бы видимость утешения.
Но господствующей в обществе по-прежнему оставалась марксистско-ленинская идеология, научно обоснованная и предложившая человечеству привлекательную модель будущего.
Под её влиянием советские люди построили общество социальной справедливости, победили в Великой Отечественной войне, а в годы мирного строительства по основным социально-экономическим показателям вывели страну на второе место в мире, а по более чем сорока показателям — на первое.
Контрреволюция 1991 года и возвращение России на буржуазный путь перечеркнули все достижения Советского Союза. Уничтожение коммунистической идеологии стало одной из главных задач буржуазного государства. Нравственные принципы коммунистической морали мешали развитию индивидуального предпринимательства, присвоению государственной собственности, свёртыванию социальных программ.
Общеизвестно, что правящими классами религия всегда использовалась в политических целях. Тому пример — крещение Руси князем Владимиром. Вот и буржуазному государству нынешней России в качестве идеологии снова стала нужна религия, проповедующая смирение перед искусственно созданными невзгодами в надежде на вознаграждение после смерти и убеждающая в том, что всякая власть — от бога, в том числе и эксплуататорская.
И начались клерикализация российского общества, восстановление первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни россиян при непосредственном участии государственного аппарата и с его помощью.
Мы являемся свидетелями беспрецедентных в истории темпов храмостроительства. Только с 1990 по 2015 годы в России было построено и воссоздано 25 000 храмов русской православной церкви — в среднем более 1 000 храмов в год, или по три новых храма в день. Количество монастырей в стране с 1991 по 2016 годы увеличилось с 17 до 944. Это тревожный симптом, показатель неблагополучия в обществе.
В это же время количество школ в стране сократилось на треть. Если в 1991 году их было 69 700, то в 2015 стало 44 100. Буржуазному государству нужны не хорошо образованные и свободно мыслящие граждане, а покорные рабы.
Признавая конституционное право людей на свободу совести и вероисповеданий, коммунисты ведут разъяснительную работу, вскрывая вред религиозных взглядов для свободного развития каждой личности в отдельности и общества в целом.
Всякая религия как мировоззрение не научное, а основанное на мифах, не может быть стойким учением и подвергается деформациям. В угоду тем или иным запросам эксплуататорского общества религии обретают извращённые формы, превращаются в экстремизм на религиозной почве, способствуют возбуждению как религиозной, так и расовой розни, унижению национального достоинства.
Крестовые походы на восток, предпринятые когда-то западноевропейскими странами, обернулись бумерангом. Если для крестоносца убить мусульманина было доблестью, то теперь члены мусульманских экстремистских организаций считают убийство «неверных» угодным Аллаху. Характерной чертой идеологов экстремизма является пренебрежение чужой жизнью, причём в одинаковой степени как врагов, так и соратников.
В связи с тяжёлым экономическим кризисом, всё большим расслоением общества на богатых и бедных, в условиях социальной несправедливости и незащищённости, снижением качества и уровня жизни, внутренними и внешними угрозами и напряжённостью в обществе в России активизировались действовавшие ранее подпольно христианские секты эсхатологической направленности — «Свидетели Иеговы», «Пятидесятники», «Мормоны», «Церковь последнего завета», «Церковь сатаны», «Чёрный ангел», «Южный крест» и другие. Многие из них зарубежного происхождения.
Самой опасной в мире является секта Саентологов, возникшая в США в середине ХХ века, ежедневно собирающая с людей от трёх до пяти миллионов долларов.
Особенно подвержена влиянию экстремизма молодёжь с несостоявшимися взглядами, примитивно воспринимаемой идеологией, стремящаяся, по её убеждению, к установлению справедливого миропорядка, основанного исключительно на насилии.
Как свидетельствует журналист, ведущая программы «Специальный корреспондент» телеканала ОРТ М. Ситтель, на начало 2010 года в России были зарегистрированы 302 неформальные экстремистские молодёжные организации сатанистов, кришнаитов и т.д.
В числе запрещённых в России экстремистских религиозных сообществ — «Белое братство», общины и организации Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», религиозная группа Краснодарская православная Славянская община «ВЕК РА», «Аум Синрекё».
За сравнительно небольшой период времени экстремизм превратился в одну из острых проблем нашей страны. Всё возрастающее влияние различных экстремистских структур из-за рубежа привело к тому, что в современной России действуют около двадцати крупных террористических организаций, признанных Верховным судом РФ террористическими, деятельность которых запрещена на территории нашей страны. В их числе — «Аль-Джихад», «Братья-мусульмане», «Асбат альАнсар», «Аль-Каида», «Кавказский эмират», международная религиозная организация «Нур джулар», «Исламский Джихад — джамаат маджахедов», Дом двух святых («Аль-Харамейн»), «Партия исламского освобождения» и другие.
В списке экстремистских террористических организаций и фондов, наносящих ущерб безопасности Российской Федерации, есть и «Бирлик», действующая на территории Ставропольского края.
Одной из основных движущих сил терроризма является использование религии для достижения политических целей.
Пока у власти крупная буржуазия, заинтересованная в том, чтобы держать народ в постоянном страхе, Россия представляет собой пороховую бочку.
Очистить её от этой нечисти может только возвращение народной власти, что является программной целью коммунистов: власти, при которой каждый гражданин — хозяин страны, её защитник, творец и созидатель.
В.П. ЛЕНКИНА.
Новоалександровск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 28 июля 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.