Антикоммунизм — идейно-политическая доктрина, направленная против социалистического строя и марксистско-ленинской идеологии. Проявляется он в разных формах — от откровенно грубых в виде психологической агрессии до философских, наукообразных. Антикоммунизм — не только идеология, он выступает как реальная государственная деятельность, направленная на подавление коммунистического, рабочего и национально-
освободительного движения, а в крайнем проявлении стремится к войне с социалистическими странами.
В нашей стране мы сегодня встречаем антикоммунистические проявления чаще всего со стороны предателей коммунизма — бывших коммунистов, партийных и комсомольских работников, ныне директоров школ, предприятий, управленческих структур, когда-то направленных на эту работу партийными органами, а с приходом к власти буржуазии сменивших свою партийность из карьеристских соображений
В угоду правящей буржуазии они запрещают коммунистическую символику, препятствуют созданию пионерских и комсомольских организаций, приветствуют запрет парторганизаций в производственных коллективах. Как правило, они обременили себя частной собственностью, оценили вкус чиновничьей карьеры и единым лагерем выступают против возвращения социализма. И ещё, понятное дело, на таких людей давят верхи.
Есть и другого рода антикоммунисты — члены КПРФ вплоть до отдельных секретарей парторганизаций, не верящих в возвращение социализма, занимающих приспособленческую позицию: зачем, мол, бежать впереди паровоза? Они отмалчиваются на партийных собраниях, не читают партийную прессу, не организуют и не участвуют в патриотических и протестных акциях, не работают с беспартийными.
Есть и просвещённые умеренно либеральные интеллигенты, стремящиеся, как Премудрый Пескарь М.Е. Салтыкова-Щедрина, отмолчаться, отсидеться в своих норах, прожить так, чтобы никто не заметил. Их замечательно высмеял писатель: «Жил — дрожал и умирал — дрожал. Ни друзей у него, ни родных. Какие были у него радости, кому доброе слово сказал, кого утешил, кому добрый совет дал? Не ест, не пьёт, никого не видит, никого не любит, только бережёт свою распостылую жизнь». А ведь могли бы и даже обязаны своими знаниями, которыми бесплатно вооружило их советское государство, принести пользу обществу, с каждым днём теряющему интеллектуальный потенциал.
Всё это преломляется в быту. Бытовой антикоммунизм — самый распространённый. Он отравляет людям жизнь, лишает жизненных перспектив, погружает в апатию и безразличие. Учительница с 50-летним стажем говорит: «За все годы работы при Советской власти я так не уставала, как в последние годы. Дети неуправляемы, для них не существует авторитетов. А когда проходят выборы, учителей заставляют заниматься постыдными махинациями, иначе уволят. И жаловаться некому». Это унижает людей до положения послушного раба. Бытовой антикоммунизм идёт от политической безграмотности, низкой образованности, от неумения и нежелания мыслить самостоятельно. По сути своей бытовой антикоммунизм — невежество, верхоглядство. Молодая мама, родившаяся в 1983 году, при упоминании о Советской власти и Сталине восклицает: «Да вы что! Опять репрессии? За каждое слово сажали!». Это единственное, что она знает о Советской власти и Сталине, потому что где-то слышала — таков уровень образованности нашего обывателя.
Человек с советским прошлым, увидев 7 Ноября людей с красными знамёнами, возлагающих цветы к памятнику В.И. Ленину, брезгливо ворчит: «Опять коммунисты на баррикады зовут…». Он больше ничего не знает о коммунистах, кроме боёв за права трудящихся на баррикадах? Разве великий Советский Союз не был результатом побед в этих боях? Этот человек всё понимает, но проявляет бессовестность, потому что сегодня это выгоднее.
Но если выше названные виды бытового антикоммунизма можно исправить просвещением и возвращением коммунистической морали, то пещерный антикоммунизм гитлеровского типа, антикоммунизм, как психическая болезнь, свирепствующий сегодня на Украине, не лечится просвещением или моралью. Средства от него не придумали.
Антикоммунистическая пропаганда работает так, что если есть возможность в чём-то упрекнуть Страну Советов, это обязательно утрируется и преподносится гротескно. Восьмилетний ребёнок кричит: «Ненавижу Сталина! Он ёлки запретил!». Услужливые наставники постарались ему это внушить.
Так что же с ёлками? В.И. Ленин с детства любил рождественские ёлки, и хотя сам праздник Рождества был запрещён как религиозный, хвойные красавицы сохранились. Всем известна картина «Ёлка в Сокольниках» Н.В. Ляпина по книге А.Т. Кононова о пребывании Ильича на детском празднике в Сокольнической лесной школе. Потом посчитали это буржуазным пережитком, «барской забавой», но в 1935 году ёлка вернулась в быт советских людей как символ Нового года. Так нужно было объяснять. Становление новой пролетарской культуры и быта было непростым спорным процессом, на этом пути было много противоречий.
Но всё делалось не напрасно. Большинство россиян на стороне социализма.
Что думают о социализме сорокалетние люди, успевшие пожить в СССР, побыть пионерами? «Было большое чувство гордости от того, что мы носили красные галстуки, — говорит один из них. — Всё было замечательно! Я бы вернул СССР только без альтруизма: о самом себе тоже нужно заботиться. И о дефиците мы не забыли…». Молодые люди, приученные к насыщенному множеством товаров рынку, боятся даже подумать, что какой-нибудь мелочи может в продаже не быть.
Но кто любил свою страну, тот прощал ей дефицит излишеств, потому что имел всё необходимое для жизни — бесплатные жильё, образование, медицинское обслуживание, спорт и объединения по интересам, не изменявшиеся десятилетиями цены на продукты, одежду, обувь, предметы первой необходимости, доступные культурные ценности.
Люди хорошо понимали, что страна пережила небывалую в мире войну и только закончила восстанавливать всё разрушенное без внешних кредитов — своими трудом и ресурсами. А ей тут же навязали гонку вооружений. Во что нам обошёлся ядерный паритет с Западом, не только специалисты знали, но чувствовали по обстановке рядовые граждане. И в большинстве своём обходились без роскоши.
Рабочий-строитель с 53-летним стажем говорит, что все люди его поколения с теплотой вспоминают советское время: «Других мнений я не слышал». Два работника научной сферы ответили, что жизнь была не в пример лучше, спокойнее, стабильнее, безопаснее и надёжнее. Было чувство защищённости. А теперь, как у Ильфа и Петрова: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих», каждый со своими проблемами предоставлен сам себе.
Работники отдела подписки почтового отделения связи говорят: все люди старшего поколения, которые жили при Советской власти, хотят возвращения советского образа жизни. В таких семьях и малышей воспитывают в духе уважения к советскому прошлому. На вопрос «Что ты знаешь о СССР?» одиннадцатилетний мальчик отвечает: «Советский Союз был идеальным государством!».
Что из всего этого следует?
Во-первых, антикоммунизм внушают людям насильственно и целенаправленно те, кому выгоден капитализм. Поддаются этому воздействию самые необразованные и неразборчивые молодые люди и неблагодарные из тех, кто жили при Советской власти.
Во-вторых, нынешнее руководство страны на всех уровнях, отвергая уникальные достижения СССР в экономике и социальной сфере, нарушает один из основных законов истории, который гласит: «Каждый новый век должен опираться на достижения века предыдущего». Зачеркнуть всё выстраданное, добытое трудом и разумом народа, и начать заново, с нуля, по чужим и чуждым нам законам, которые на русской земле не приживаются, — преступная ошибка власти.
В-третьих, жизнь только подтверждает вывод философа современности, социолога и публициста А.А. Зиновьева: «Если сохранились люди, то сохранился и строй, близкий к разрушенному». В реальной жизни в отличие от ТВ и других провластных СМИ сторонников советского образа жизни в стране большинство. В случае возвращения к социализму этим большинством он был бы поддержан.
Наличие антикоммунистических и антисоветских проявлений в быту свидетельствует о недостатках нашей просветительской работы с населением, недоработке коммунистов по пропаганде своих идей и программ, в то время как антисоветчина и антикоммунизм насаждаются настойчиво начиная с верхних эшелонов власти.
Пришло время говорить о мобилизации коммунистов на интеллектуальное и нравственное лидерство в обществе. Наше общество нуждается в лидерах — честных, вооружённых передовой теорией, имеющих ясную модель будущего и отвечающую народным чаяниям цель своей политической борьбы.
В.П. ЛЕНКИНА.
Новоалександровск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 23 июня 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.