Г.А. Зюганов и группа депутатов КПРФ внесли в Госдуму законопроект о госвласти и местном самоуправлении в период спецоперации

Депутаты фракции КПРФ во главе с Г.А.Зюгановым внесли законопроект об особом порядке внесения и рассмотрения федеральных законов об изменении системы и структуры госвласти и местного самоуправления в период спецоперации. В частности речь идёт о масштабной реформе местного самоуправления, законопроект о которой прошёл в Госдуме первое чтение. Законопроект внесён депутатами Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, Н.В. Коломейцевым, М.Н. Матвеевым, В.М. Мархаевым, С.Г. Левченко, Е.И. Бессоновым.

Как сообщил один из разработчиков законопроекта  депутат Михаил Матвеев, законопроект  подразумевает возможность внесения и рассмотрения законопроектов, меняющих структуру госуправления и местной власти  только при наличии положительного отзыва Президента.

В пояснительной записке к законопроекту в частности говорится, что находящийся сейчас на рассмотрении Госдумы проект реформы местного самоуправления приведет к масштабному перераспределению полномочий и финансов, что может привести к дезорганизации управления страной, недопустимого в период спецоперации. В частности речь идёт о ликвидации почти 17 тысяч органов местного самоуправления сельских и городских поселений, перераспределение  2/3 полномочий и около 4 триллионов рублей от местного самоуправления к органам государственной власти и пересмотр границ около 2 тысяч городских и муниципальных округов. Кроме того, введение в действие федерального закона о реформе местного самоуправления приведет к необходимости не только последующего внесения системных изменений в, по меньшей мере, 170 федеральных законов и в более, чем 1000 подзаконных актов исполнительной власти.

***

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «Об особом порядке внесения в Государственную Думу и рассмотрения в Государственной Думе проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, принятие которых предусматривает необходимость изменения системы и структуры органов государственной власти и органов местного самоуправления»

Подготовка настоящего проекта федерального закона и необходимость его экстренного рассмотрения и принятия Государственной Думой связана с проведением специальной военной операции, а также с развязанной странами Запада масштабной гибридной войной против России.

В период военной операции подобных масштаба и целей любые попытки, а тем более конкретные действия на любом из уровней публичной власти, которые могут дестабилизировать хотя бы в малейшей степени сложившуюся систему и структуру государственного и муниципального управления, очевидно скажутся негативным образом на временных интервалах достижения результатов специальной военной операции, приведут к отвлечению материальных и людских ресурсов. Подобные действия способны разрушить, размыть сложившийся в обществе консенсус по поводу специальной военной операции.

Указанные действия и даже попытки проектирования таких действий отвлекают не только многочисленные материальные, управленческие и экспертные ресурсы в системе государственной и муниципальной службы, но и провоцируют различные общественно-политические движения, инициативных граждан на участие в обсуждении законопроектов, содержание которых дискуссионно и почти всегда необоснованно ни экономически, ни управленчески. Такие дискуссии очевидно деструктивны в сложившихся условиях и наносят непоправимый вред.

Анализ законопроектов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы, показал, что к заявленной в настоящей пояснительной записке категории законопроектов относятся по меньшей мере 7 проектов федеральных законов. Экспертному анализу были подвергнуты тексты проектов федеральных законов, которые в случае их принятия и вступления в силу приведут к необходимости оперативного изменения в системе и структуре единой публичной власти в Российской Федерации. Под системой единой публичной власти понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, так как это установлено в части 1 статьи 2 Федерального закона  от 8 декабря 2020 года № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации».

Представим примеры некоторых проектов федеральных законов, принятие и реализация которых с высокой степенью вероятности могли бы привести к дестабилизации публичного управления. Эти проекты были отклонены Государственной Думой 24 и 25 мая 2022 года. Следует отметить, что в обоснование необходимости отклонения этих законопроектов, Комитетом Государственной Думы по региональной политики и местному самоуправлению были выдвинуты доводы, которые не могут быть признаны убедительными, поскольку отражают не все политические позиции, представленные в Государственной Думе. Напротив, доводы, на основе которых подготовлена настоящая законодательная инициатива, отражают, как представляется, консолидированную позицию всех фракций и депутатов Государственной Думы, избранных вне фракционной принадлежности, по отношению к специальной военной операции. Поэтому представление результатов анализа такого рода законопроектов важно для обоснования необходимости  принятия настоящей законодательной инициативы.

Так проектом федерального закона № 1222064-7  «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (исключение статьи 79)» предусматривалось прекращение права собственного законодательного регулирования законами субъектов Российской Федерации организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В случае принятия проекта федерального закона  № 1222064-7 в том виде, в котором он внесен в Государственную Думу, должна была быть радикально пересмотрена система государственного и муниципального управления, сложившаяся в городах федерального значения с общей численность населения более чем 18,5 млн. человек. Очевидно, что проводить подобные масштабные реформы в настоящее время не только нецелесообразно, но и вредно.

Если оценивать по масштабам негативных последствий, то принятие и реализация проекта федерального закона № 41989-8 «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части возвращения прямых выборов мэров» или проекта федерального закона № 99603-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в части уточнения оснований отрешения от должности главы муниципального образования, главы местной администрации, в настоящих условиях вызвало бы меньшую дестабилизацию публичного управления в стране. Однако очевидно, что реализация мер, предусмотренных указанными законопроектами, не является необходимым даже в минимальной степени в настоящих условиях.

И наконец, последний пример из перечня законопроектов подобного деструктивного свойства в настоящих условиях уже всероссийского масштаба – проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».  Обсуждение в муниципальном сообществе, в органах публичной власти, в экспертной и научной среде, в общественных палатах, и прежде всего в Общественной палате Российской Федерации, в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека показало, что проект этого федерального закона не только не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, но и обладает таким дефектами, которые не позволяют доработать его ко второму чтению. Заключения и отзывы, размещенные в открытом доступе, в том числе отзыв Правительства Российской Федерации, включают в себя существенные по объему, зачастую более 10 страниц текста, и принципиальные по содержанию замечания и предложения, анализ которых приводит непредвзятого законодателя и специалиста к выводу о необходимости прекращения рассмотрения проекта в Государственной Думе.

Прежде всего, при внесении законопроекта в Государственную Думу не выполнено одно из главных конституционных требований – авторы законодательной инициативы в финансово-экономическом обосновании не представили в Государственную Думу оценку финансовых ресурсов, которые потребуются для проведения реформы, тем самым нарушив положения части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.

По предварительным оценкам на региональный уровень будет передано от 2/3 до 80 % всего объема полномочий, реализуемых в настоящее время органами местного самоуправления, что составит от 3,31 трлн. руб. до 4,064 трлн. руб. Столь масштабное перераспределение полномочий повлечет за собой масштабные изменение в системе и структуре организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации, существенное увеличение числа государственных служащих при одновременной ликвидации никем пока еще не оцененного в полном объеме числа муниципальных служащих. Масштабное перераспределение полномочий приведет к необходимости такого же масштабного перераспределения публичной собственности.

Перечень и содержание  неисправимых дефектов составляет объем не меньший, чем текст самого законопроекта. Масштабы предлагаемых для всей России изменений (радикальное перераспределение полномочий местного самоуправления в пользу субъектов Российской Федерации с расходными обязательствами более 4 трлн. руб.; ликвидация всех, более чем 17 тыс. сельских и городских поселений; пересмотр территорий и границ около 2 тыс. городских и муниципальных округов; очевидно заранее провальная попытка введения суррогатных форм осуществления местной власти старостами-общественниками и не избираемыми ни кем администрациями во всей стране) свидетельствуют о беспрецедентном за последние 30 лет характере реформы. Предлагаемые в проекте масштабные меры коснутся не только местной власти, но и территориальной организации субъектов Российской Федерации и радикального расширения полномочий регионов за счет передачи на этот уровень публичной власти по разным оценкам до 80 % объема основных полномочий местного самоуправления. Очевидно, что содержание и масштабы подобных реформ приведут и к масштабному отвлечению материальных, кадровых, организационных и иных ресурсов для проведения реформы. В конечном итоге реформа, в случае принятия федерального закона, вызовет дестабилизацию государственного и муниципального управления, что не может не сказаться негативным образом на проведении специальной военной операции.

Учитывая вышеприведенное обоснование, представляется необходимым рассмотреть и принять настоящий законопроект в первоочередном порядке.

***

Вносится депутатами

Государственной Думы

Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым,

Н.В.Коломейцевым, М.Н.Матвеевым,

В.М.Мархаевым, С.Г.Левченко

Е.И.Бессоновым

 

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об особом порядке внесения в Государственную Думу и рассмотрения в Государственной Думе проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, принятие которых предусматривает необходимость изменения системы и структуры органов государственной власти и органов местного самоуправления 

Статья 1

Установить, что в период проведения специальной военной операции проекты федеральных конституционных законов и проекты федеральных законов, принятие которых предусматривает необходимость изменения системы и структуры органов государственной власти,  системы и структуры органов местного самоуправления, вносятся субъектами права законодательной инициативы, за исключением Президента Российской Федерации, только при положительном заключении Президента Российской Федерации.

Статья 2

Рассмотрение указанных в статье 1 проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, которые находятся на рассмотрении Государственной Думы, приостанавливается до окончания специальной военной операции.

Статья 3

Рассмотрение проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, указанных в статье 1, рассмотрение которых было приостановлено Государственной Думой, может быть возобновлено после получения положительного заключения Президента Российской Федерации.

Статья 4

Установить, что положения настоящего Федерального закона утрачивают силу со дня окончания специальной военной операции.

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.
2022-06-10

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

два × пять =