В редакцию «Родины» поступила рукопись Александра Ивановича Голованова из Саратовской области, которую автор озаглавил «Наболело». В ней говорится обо всём, что волнует сегодняшнего россиянина — не олигарха, чиновника, а простого труженика, который всю жизнь отдал честному служению Отечеству. Он пишет, что не коммунист, но сочувствующий КПРФ и коммунистической идее. Проживая вдали от Ставрополья, именно ставропольским коммунистам через нашу газету адресует своё сокровенное слово.
Народ наш терпелив, мы часто удивляемся, сколько ещё он может выдержать, глядя на происходящее в стране, принимая на себя все её проблемы. Но, оказывается, народ не безмолвствует, как сказано А.С. Пушкиным в его народной драме «Борис Годунов». Он традиционно поступает так, как поступали предки — выбирает доступную ему форму протеста. Вот строки из пушкинской драмы:
Борис, Борис! Всё пред тобой трепещет…
А между тем отшельник в тёмной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдёшь ты от суда мирского,
Как не уйдёшь от божьего суда.
А.И. Голованов будто обращается к потомкам, которые должны не от историков, не от разных фальсификаторов и интерпретаторов, а от свидетелей происходящего знать «земли родной минувшую судьбу».
С глубоким чувством боли за народ и с гордостью за его героическую историю в стихах и прозе описывает, как люди старших поколений шли к своей революции, сбросили власть капитала, в трудах и в боях защищали обретённую свободу и право на достойную жизнь.
Воспоминания о советском образе жизни, пожалуй, единственное, что согревает людям душу сегодня, пишет Голованов. Строились гиганты советской индустрии, школы, детские сады, Дворцы культуры, больничные и спортивные комплексы, санатории, велось в огромных масштабах жилищное строительство, жильё для советских людей было бесплатным.
Работали клубы и кружки по интересам, всем был доступен «Театр у микрофона», советские СМИ несли народу высокую культуру. Выходило множество хороших книг, особенно поэтов и писателей-фронтовиков — свидетелей нашего героического прошлого. Снимались хорошие фильмы, писались навсегда запомнившиеся песни — лирические, патриотические, идущие от сердца, объединяющие людей. Александр Голованов пишет:
К счастью, порою душу нам греют
Песни, которые мы выбираем.
Так и живём между адом и раем…
Он описывает, как разрушали Советский Союз, разворовывали народное достояние, как оторвали народ от земли и опустошили тысячи деревень, хуторов и посёлков невниманием государства к нуждам сельчан. Рассказывает об «оптимизации», лишившей людей здравоохранения и других необходимых услуг.
В его стихах — боль, горечь, обида за судьбу села:
Дома увязли по окошки
На брошенной родной земле,
Не слышно голоса гармошки
На обезлюдевшем селе.
Волнуют автора разрушение промышленности, падение уровня культуры, посягательства на сохранение русского языка, засилие рекламы, которая стала средством вымогательства и надувательства граждан, прославление разрушителей России, таких, как Ельцин. С особой болью Александр Иванович пишет о положении трудящихся, фантастической разнице в доходах тружеников и служителей режима, в том числе телеведущих с их гонорарами, получаемыми за прославление нынешней власти. За последние двадцать лет, считает Голованов, президентом было сказано много правильных слов о борьбе с коррупцией, сокращении числа чиновников, повышении зарплат учителям и врачам, о борьбе с бедностью, недопущении повышения пенсионного возраста, но они так и остались пустыми словами. Говорилось и о том, что сила народа в его единстве. Но нас разделили на богатых и бедных, грабителей и ограбленных, патриотов и антисоветчиков, на мелкие партии разного толка и кланы. И пропасть между группами людей всё растёт. Прежней дружбы, братства и открытости больше нет. В городах люди живут за бронированными дверями и зарешёченными окнами, боятся друг друга:
Прошёл уже двадцатый век,
Не стал добрее человек.
Проснись, Россия, посмотри,
Как миром правят упыри.
Они и в Штатах, и в Европе,
Но не в болоте, не в окопе,
Они и в Киеве сейчас,
Но главный курс у них — на нас.
«Что же представляет собой нынешняя Россия?» — задаётся вопросом Александр Голованов. «Одни говорят, что это крейсер, оснащённый новейшей техникой и вооружением, другие считают, что это «Титаник», — пишет он. — У нас нет общего дела, в котором бы участвовало всё трудоспособное население страны. Нет объединяющих идей и целей. А вот у господ капиталистов есть — нажива любым способом, главным образом за счёт нещадной эксплуатации и обмана народа».
В стихотворении «Куда идём?» автор пишет:
Но кто же скажет, что мы строим,
В какую сторону идём?
В жестоком мире — что мы стоим?
Чего хорошего мы ждём?
Это, пожалуй, главная беда наших граждан. Не видеть перспектив, не понимать смысла своего труда и самой жизни — самое тяжёлое испытание для русского человека. Он не рождён для того, чтобы только потреблять. Он по природе своей созидатель.
А что наш гражданин должен созидать сегодня? Вот и едут наши добровольцы восстанавливать разрушенный Донбасс, если в собственной стране их труд и умения никому не нужны. Обо всём этом заставляет задуматься Александр Голованов.
Вклад пожилого, много видевшего и испытавшего человека в дело возрождения России — правдивое описание переживаемой эпохи. Как бесценны для нас сегодня рукописи фронтовиков Великой Отечественной, так его рукопись станет документом прежде всего для его потомков, для тех, кто прочтёт и правильно осмыслит настоящее, чтобы не ошибаться в будущем.
Пишите, уважаемые читатели, о своей жизни, своих думах, чтобы никто после нас не переврал, не перекроил, не переиначил того, что было и есть с Родиной и с нами.
В.П. ЛЕНКИНА.
Новоалександровск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 9 июня 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.