Самые беззащитные перед взрослым человеком — дети и животные. Но иной зверь и сам представляет опасность для человека, а ребёнок полностью находится во власти и зависимости от взрослого.
Увы, сообщения о том, что родители убивают собственных детей, перестали шокировать людей. Привыкли. Безопасное детство, каким оно являлось в советскую эпоху, кануло в Лету.
Конечно, убийства детей были всегда, но в советскую эпоху они вызывали у населения ужас, как и вообще убийства человека человеком. Сейчас же убийство — один из видов бизнеса. Люди при капитализме — товар, а дети, пожалуй, самый дорогой из них. Но дело не только в бизнесе, а ещё в том, что частная собственность при капитализме, как бы её кто ни расхваливал, принципиально разобщает, отчуждает людей, противопоставляет друг другу и делает врагами порой даже близких родственников. Взаимная агрессивность постоянно растёт. Это невозможно отрицать.
А скоро к нам в страну придёт сравнительно новая западная мода — противопоставления взрослых и детей с правом взаимного убийства. Так, в 2008 году Голливуд выпустил кинофильм «Дело №39» о девочке Лилит — сущем монстре. Родители собирались её зажарить в духовке, и, как следует из сюжета, правильно бы поступили!
Можно назвать и другие кинопроизведения подобного рода, например, снятый в США ещё в 1974 году ужастик под названием «Дьявол, умноженный на пять», повествующий о сумасшедших детях, принявшихся убивать взрослых. В 1976 году вышел испанский кинофильм «Кто может убить ребёнка?». Годом позже появился кинофильм «Детская игра» — очередной бунт детей против взрослых. И так далее. Всё это не случайности, а определённая «культурная» политика. И это после «Маленького принца» Сент-Экзюпери! Какая всё-таки деградация нравов постигла человечество!
Российская культура таких «шедевров», кажется, ещё не создавала. Но создаст, если мы не поймём угрозу, исходящую от самой идеи взаимной войны взрослых и детей. А идеи, как известно, не знают границ. Жизнь свидетельствует, что почти все извращения, вошедшие в культуру Запада, прорываются и к нам. И тогда ряды педофилов и прочих насильников над детьми умножатся кратно. Но и без того, согласно статистике, насилию в России подвергаются два миллиона детей в год. Самые серьёзные правонарушения совершаются в отношении ребятишек, чей возраст колеблется от трёх до пяти и двенадцати лет.
Ставропольский край по насилию над детьми имеет, как утверждают власти, среднестатистические показатели, но они из года в год растут. Особенно тревожная обстановка складывается с сексуальным насилием. За последние пять лет число подобных преступлений выросло более чем на 40%. Есть и другие формы издевательств — избиения детей в семьях, детских садах и учебных учреждениях, взаимное насилие детей — буллинг. Что касается педофилии, то по инициативе «Единой России» в Госдуму внесён законопроект, устанавливающий пожизненный срок для педофилов.
Конечно, строгость в этом вопросе нужна, но всё же, с моей точки зрения, лучшей защитой детей является их правильное воспитание. Или шире — педагогическая грамотность и воспитанность самих взрослых.
Что мешает взрослым правильно воспитывать детей и себя заодно? Я долгие годы преподавал в Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования и знаком с этим вопросом предметно. Делу воспитания мешает неверие в него, дескать, всё дело в природе, генах и т.д. И поэтому стоит напомнить слова В.Г. Белинского: «Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучше». Но нужно именно хорошее воспитание.
Делу хорошего воспитания также мешает перекладывание взрослыми ответственности за его последствия на государство и телевидение. Действительно, наше ТВ, с точки зрения влияния на души детей, является худшим в мире. А государство более озабочено нефтепроводами и газопроводами, идущими за рубеж, чем своим будущим, т.е. детьми. У нас даже не выработан термин «детская политика».
Государство виновно в том, что разрушило главные институты воспитания детей — октябрятское и пионерское движения. А что организовало взамен? Юнармию? Да к этому возрасту главное в воспитании уже упущено. Ребёнок убегает к другим детям даже в тех случаях, когда они отвергают его. Для детворы плохой коллектив гораздо лучше и комфортнее, чем хорошие родители. Значит, нужен здоровый детский коллектив.
Он сам не возникнет без мудрой власти взрослого человека. Это понимал А.С. Макаренко. Кто-то сегодня в нашем государстве понимает, что без здорового детского коллектива дети стихийно сплачиваются на началах насилия, жестокости и безнравственности? Если нет Тимура с его командой, значит, будет Мишка Квакин. В «Тимуре и его команде», к сожалению, в тени оказалась личность взрослого. А без взрослого здоровый детский коллектив, по словам Антона Семёновича, формируется лишь «в счастливом случае».
Но, пожалуй, главная причина, тормозящая правильное воспитание детей, — непонимание взрослыми его сущности. Если обратиться к нашим педагогическим учебникам на эту тему, то хоть вызубри иные из них наизусть, а ясности в понимание воспитания они не внесут. Процитирую для примера одно из определений: «Надо переориентировать воспитание и образование в сторону духовности и самоизучения, осознания неразрывности собственного «я» и вселенского разума, очищения души путём создания положительных мыслеобразов». Кроме тяжести в голове такой текст ничего иного вызвать не может.
Что нужно делать практически? Нужен сущностный подход взамен многословию. Попробую охарактеризовать сущность воспитания одним словом: «общность» или шире — соучастие в судьбе друг друга. Именно общности с детьми не хватает учителям, родителям, чиновникам. Характерен кинофильм «Школа», который много и справедливо критиковался педагогами и публицистами. И поделом, в фильме нет ни одного эпизода общности взрослых и детей. Есть надзор, назидание, нравоучения, критика и другое, но отсутствует воспитание как таковое.
Можно выделить пять уровней общности: витальная, материальная, интеллектуальная, душевная и духовная.
Витальная — вопрос взросления человека, питания, лечения, словом, всё то, что связано с организмом и его инстинктами. Сам ребёнок в этих вопросах не разберётся.
Материальная — вопрос заработка, покупок, прочих приобретений, связанных с денежными расходами. «Хочу смартфон!» — говорит ребёнок. Что ж, займёмся бухгалтерией…
Интеллектуальная — вопрос совместных интересов, например, чтение книг, журналов, газет, просмотр кинофильмов и т.д., их обсуждение.
Душевная — вопрос психики человека, его «Я» — комплексы, страхи, мечты, любовь, желания, стремления и т.д.
Духовная — «над-Я» человека, т.е. то, что важнее него самого — бог, коммунизм, идеалы, смыслы жизни, смерти, цели бытия и т.д.
Увы, реальная общность взрослых и детей скорее исключение, чем правило. Как сказал мудрец, можно спать под одним одеялом и дышать воздухом разных планет. Что и происходит.
Первый, кто должен пойти на установление общности, — взрослый. Не распахнув своей души, не включив ребёнка к круг своих проблем, нельзя подключиться и к его проблемам, участвовать в его судьбе.
И несколько слов о технологии воспитания. Её можно описать словами: можно, должен, нельзя. Можно — вопрос свободы, должен — вопрос обязанностей, нельзя — вопрос ответственности. Чем раньше ребёнку будут разъяснены и понятны эти рамки (нормальной жизни в социуме), тем лучше для ребёнка и социума.
Что нужно воспитывать в растущем человеке? В первую очередь, ответственность за себя, что позволит справиться с инфантилизмом. Далее — ответственность за что-то: предметы, вещи, разные материальные объекты, что позволит лучше бороться с вандализмом, особенно характерным для подростков. Нужно также воспитывать ответственность за кого-то — от цветочков на окне до рыбок в аквариуме, от собачки, кошечки до сестрички, братика, мамы, папы, дедушки, бабушки.
Это позволило бы лучше бороться с самой острой воспитательной проблемой современности — тотальной жестокостью. Наконец, в воспитании очень важно брать пример с кого-то. А.В. Суворов говорил: «Возьми себе в пример героя». Смените экранных героев, и вы получите другую молодёжь. Можно ли воспитывать детей в отрыве от истории своей страны на примере человека-паука или каких-то черепашек?
Вопрос воспитания детей, а, следовательно, их защиты всегда в итоге упирается в воспитание и самовоспитание самих взрослых. Правильные взрослые воспитатели — лучшая защита детей.
Нас шокирует поведение детей? А собственное поведение не ужасает? Дети получаются такими или иными не сами по себе, а такими, какими мы их воспитали или хотели воспитать. Не будем забывать слова К. Маркса о том, что воспитатель должен быть воспитанным сам…
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 2 июня 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.