Чем нынешнее общество отличается от советского? На этот вопрос вряд ли успешно ответят даже сами дети и внуки социализма. Я попробую назвать это отличие, если и не самое главное, то одно из самых важных: советское общество воспитывало детей и воспитывалось ими, а нынешнее лишь растлевает и уродует их.
Воспитывать детей — значит организовывать их движение и самодвижение в сторону нравственного идеала. И не важно, будет ли он достигнут в итоге, ему ведь тоже свойственно развитие. Главное — стремиться к нему. Кто-то хотя бы заикается в России о нравственности сегодня? Увы, говорят о другом — об успешности, под которой обычно понимаются мещанские ценности, забывая о том, что успешный, но безнравственный человек — преступник. Успешность должна быть функцией нравственности, но не самоценностью человека.
Воспитываться через детей ещё сложнее. Это значит, что ребёнок является педагогом для взрослых. Дети — социалисты от рождения, они ещё не заражены мещанской моралью, индивидуализмом, не утратили склонности к идеализму. Спонтанная детская жизнь во многом носит черты коммунистического общежития. «Честно — не честно» дети хорошо понимают и стараются следовать честности, пока их не развратят взрослые.
Главным институтом воспитания детей в советское время была вовсе не семья, как скажет едва ли не каждый, а детский коллектив, воплощённый в пионерской организации. Семья может быть и сверхпередовой, а может и консервировать в себе феодальные отношения. Пионерия же как институт воспитания должна быть нравственно здоровой, в противном случае это будет уже что-то другое.
Здоровой, нравственно чистой пионерию могли сформировать лишь нравственно здоровые взрослые — специально подготовленные пионерские вожатые и советские школьные педагоги, в первую очередь классные руководители. От них требовались прежде всего образованность и опытность.
Не экономика — главная проблема, не бизнес, не выгода и даже не война, главное для государства и каждого педагога — мир детей, что в нём происходит, какие проблемы, что так или не так, что следует исправить. В советское время это была забота номер один для всех.
Важно было понимать суть детства. Прочтите нынешние определения детства. Я читал и не обогатился. Потому сформулировал своё понимание: детство — не систематизированный и не ассоциированный изнутри игровой эмоционально-моторный мир человека.
Детство — главный период, определяющий будущее в жизни каждого человека. Его предназначение — рождение высокой мечты, предназначение взрослости — её реализация. Помните слова песни «Надо мечтать детям орлиного племени…»? Кто сегодня говорит такое детям? Кто вникает в их мечты? Может быть, они все хотят, как прежде, стать космонавтами? Порой легче не знать их мечты, но лучше ли это?
Упущенное в детские годы в последующем не навёрстывается. Где-то в восемь-девять лет происходит так называемое закрытие личности. К этому времени матрица личности уже готова, возможной оказывается только корректировка тех или иных качеств в поведении человека. Потому говорят, что каждый человек буквально «заминирован» детством: хочешь разобраться в человеке — окунись в его детство.
Но пионерия для нашей страны — пока прошлое. Её воссоздать невозможно из-за принципиальной разницы основ социалистического и буржуазного обществ. Пионерия — целый мир, своя отдельная Вселенная, которую ныне искусственно никак не повторить. Но важно изучать пионерию для будущего, не отказываться от элементов лучшего, что было в ней.
В чём состоит ценность мира пионерии?
Во-первых, пионерия сохраняет и продлевает детство человека. Ещё Руссо призывал: «Дайте детству вызреть в детстве». Ныне наблюдается обворовывание детей: их лишают детства.
С одной стороны, дети получают знания, травмирующие их психику. Интернет, без которого взрослые не могут обойтись, для детей — преступник, разбойник и растлитель, окопавшийся почти в каждой квартире. С другой стороны, в самом раннем возрасте дети сталкиваются с сугубо взрослыми проблемами, которые они не могут ни понять, ни решить, но которые им отравляют жизнь.
Счастливого детства более нет, это уже эхо прошлого, а есть безденежье, долги, безработица, семейные скандалы и разводы, наркотики, пьянство, педофилия, детский рэкет и т.д. Это детство?
Современные дети — подранки, подстреленные ранней взрослостью. В сравнении с советскими пионерами это маленькие старички — затравленные, запуганные, прячущиеся со своими гаджетами друг от друга. Они живут по большей части не в мире людей и даже не в своём собствен ном внутреннем мире, а в искусственном виртуальном мире, несущем им какие-то радости.
Во-вторых, пионерия — мир адекватной детской психологии, продлевающий и умножающий счастье детей.
Детство, как сказано выше, — не систематизированный мир. У детей нет целостного взгляда на вопросы бытия, он пока не нужен им, им комфортно жить в мире сказок, приключений.
Детство — ещё не ассоциированный мир, т.е. дети ещё не обрели опыта аналогий. Они пока не могут прогнозировать будущее, их легко обмануть, но они верят в хорошее, в добро.
Детство — мир игры. Но разве пионерия не является умной большой игрой, моделирующей прежде всего лучшее из того, что есть или должно быть в обществе? Разве «Тимур и его команда» — не игра? Но ведь её педагогический эффект не имеет аналогов в мире.
Детство – эмоционально-моторный мир. А разве пионерия не отвечает этим потребностям? Дети общаются, радуются друг другу и жизни, пробуют себя в творчестве, конструируют, обмениваются опытом, ходят в походы, приобщаются к спорту, участвуют в различных общественных акциях. Разве такое есть у современных детей в достаточном количестве? Современные дети даже разговаривают друг с другом только через Интернет и потому не понимают ни себя, ни других, ни мир, в котором они живут.
В-третьих, пионерия даёт правильные нравственные установки для успешной взрослой жизни человека. Она учит извечным истинам, которые часто высмеиваются нынешним обществом, но в конечном счёте являются правильными: любить Родину, уважать родителей, ценить товарищей, коллективизм, честно трудиться, неустанно учиться и т.д. Что тут устарело?
Пионерия учит ребят жить в человеческом обществе, а не в джунглях.
Счастлив тот, кто прошёл советскую школу пионерии. Всяческие обвинения в адрес этого движения от бессилия.
Разрушили пионерию, а чем заменили? Мне иногда бывает страшно проходить мимо школ во время перемен… Какое уж там уважение к старшим.
Наконец, государство начало припоминать и воспроизводить что-то хорошее из пионерского прошлого страны. Ещё в 2013 году губернатором был подписан документ, разрешающий создание в школах нашего края пионерских организаций. Важный шаг, но и сегодня в иных школах сами директора и педагоги шарахаются от пионерии.
И только организации КПРФ занимаются этим движением как своим кровным делом и оказывают помощь. Они хорошо понимают, что социализм начинается именно с пионерии. История продолжается.
Коммунистическая власть традиционно уделяла работе с пионерией большое внимание.
С 1924 года благодаря Н.К. Крупской выходил общественно-политический и методический журнал «Вожатый», с 1925 года — газета «Пионерская правда», награждённая орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Газета имела в СССР самый большой тираж, в 1984 году он составлял 9,7 млн экземпляров.
Кроме «Пионерской правды» в СССР выходили ещё шесть пионерских газет на русском языке и 22 — на других языках народов СССР. С 1936 года выходил литературно-художественный журнал ЦК ВЛКСМ и Союза писателей СССР для пионеров и школьников «Костёр». Кто повторит этот опыт?
Слава 100-летию советской пионерии! Её наследникам — пионерский салют!
Н.Ф. БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 19 мая 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.