Что это такое, и какие блага она сулит? Для оправдания навязанной нашей стране тупиковой экономической модели использовался набор мифов о том, как строилась экономика СССР, и табу на обсуждение её концептуальных завоеваний. Лицемерие этих мифов, высокие эффективность и темпы роста экономики Советского Союза стали очевидными из секретных докладов об её успехах и созданном в нашей стране уникальном научно-технологическом потенциале. ЦРУ США готовило эти доклады для американского руководства. За 30 лет повторения клеветнических мифов у двух поколений российских граждан и управленцев сформировался ментальный тормоз, который не даёт им выйти из узкого круга либеральных догм о том, какими методами можно обеспечить долгосрочный и высокий экономический рост в нашей стране.
УДАВКА РЫНКА
Ответ на вопрос, поставленный в заголовке, знают в большинстве своём люди старших поколений, жившие в Советском Союзе. Они реально ощущали мощь и поступательное преобразование страны благодаря экономике под названием «мобилизационная». Те, кто помоложе, кто не жил в тот период, возможно, о ней слышали, но только в уничижительном и негативном контексте из уст доминирующего в стране либерального правящего класса. Здравые голоса, предлагавшие опираться на опыт, накопленный старшими поколениями, правящая элита старательно глушила и создавала вакуум в сознании людей.
И всё же капитализм неумолимо движется к своему летальному исходу. Он изжил себя давно и к моменту распада СССР был серьёзно поражён неизлечимыми недугами. Эти болезни ярко проявились в начале двухтысячных годов. Но народившаяся на свет российская либеральная элита вместе с «прозорливой» реформаторской интеллигенцией в 1991 году этого не знала и не хотела знать. Перед нею маячила отлакированная пропагандистская картинка западного капиталистического рая, в котором реформаторы хотели оказаться.
В этом порыве они сделали всё для того, чтобы Россия присоединилась к «цивилизованному демократическому миру», отринув советскую систему, стала в ряд стран с рыночной экономикой. Действительно, Россия за последние 30 лет стала частью этой либеральной капиталистической системы, но в самом худшем её виде, заплатив за это огромную цену. Россия — её часть в том виде, в котором Запад хотел видеть её — сырьевой придаток, финансовый донор. О том, что страна за этот период в экономической сфере зашла в тупик, признал даже Путин.
Наивные надежды гайдаровцев и их последователей на постулат «рынок сам всё решит и отрегулирует» оказались блефом. На самом деле рынок не решил ни одной актуальной задачи, стоящей перед страной. Итог плачевен: в России нет цивилизованного рынка, процветающей экономики, развитого гармоничного социально ориентированного общества.
Сегодня перед людьми, считающими себя патриотами, болеющими за судьбу страны, встала задача, как выбираться из ямы, в которой мы оказались. Это особенно актуально в условиях, когда Западом объявлена экономическая война. На этот вызов есть ответ. Только путём полной мобилизации всех ресурсов, государственной политической воли и интеллектуального потенциала народа мы можем адекватно ответить на вызов и совершить рывок в иное качественное состояние.
Россия уже проходила подобный этап в своей истории и имеет богатый опыт преодоления трудностей. Все производственные, финансовые, материальные, интеллектуальные и сырьевые ресурсы должны быть посредством политической воли сконцентрированы в единый кулак для решения задачи ускоренного экономического развития. Непременным условием этого являются организующая и направляющей роль государства и творчество народных масс. Называется это «мобилизационной экономикой».
В чём её отличие от того, что мы сегодня имеем? Чтобы увидеть разницу, надо посмотреть, на что оказалась способна российская рыночная экономика в том виде, в каком её наши горе-реформаторы соорудили за последние годы. Какие блага она принесла народу?
По факту оказалось, что это спонтанная, хаотичная, не скоординированная по целям и задачам предпринимательская деятельность бизнеса, представляющая собой игру рыночных сил в интересах отдельных групп так называемой элиты общества и личных интересов бизнесменов. В основу подобного развития положена исключительно коммерческая мотивация — выгода бизнеса при минимальном координирующем участии государства.
Как показал российский опыт последних 30 лет, функционирование экономики, её развитие слабо совпадали со стратегическими потребностями государства и общества. Результат этого подхода налицо — закрылись многочисленные предприятия, обанкрочены сельскохозяйственные организации, утрачены целые отрасли экономики, преимущественно высокотехнологичные, важные компетенции в различных сферах деятельности.
Россия попала в критическую зависимость от зарубежных поставок самолётов, морских судов, станков, электроники, автомобилей, медикаментов, компьютеров, семян, племенного скота. Список этот длинный. Всё, что попало в него, нужно стране, но на практике оказалось, что это не всегда интересно бизнесу.
Зависимость России от импорта критически важных товаров, продукции и технологий свидетельствует о провале проводимой государством экономической политики и отсутствии должного стратегического видения перспектив развития. Для России, которая на мировой арене позиционирует себя как суверенная независимая мировая держава, отсутствие полноценного экономического суверенитета создаёт реальную угрозу для её существования.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО СССР
Что может противопоставить стихии свободного рынка новая, а по сути, хорошо забытая модель мобилизационной экономики, которая успешно работала в советскую эпоху? Её отличительные признаки — не свобода как вседозволенность, а возможность ответственного выбора, самореализация во благо общества. Не экономическая целесообразность и выгода для частника, а социальная польза и нравственная целесообразность для всех граждан страны.
Вместо карьерного роста через личное обогащение, являющегося основным средством социального лифта в либеральной демократии, — принцип служения обществу. Вместо паразитизма лёгких денег — система распределения социальных благ по принципу равенства возможностей. И самый главный признак — стратегическое планирование экономики по целям и задачам, стоящим перед обществом и государством.
Что продемонстрировала экономика СССР в эпоху первых пятилеток и послевоенного восстановления народного хозяйства, а конкретно в период с 1929 по 1955 годы? Страна в начале века в условиях критического отсутствия финансовых ресурсов, образованных кадров, внешнего давления окружающего мира, отсутствия технологий и целых отраслей экономики совершила исторический рывок под названием индустриализация. Этот период жизни нашей страны продемонстрировал миру экономическое чудо, которое сегодня намеренно замалчивается и которое не было превзойдено ни до него, ни позже.
В подтверждение этого можно привести несколько цифр по странам мира, экономики которых в ХХ веке росли более двадцати лет стремительными темпами:
СССР — 13,8% среднегодовой рост в течение 22 лет (1929-1955).
Тайвань — 11,5% среднегодовой рост в течение 27 лет (1947-1973).
Китай — 10,4% среднегодовой рост в течение 25 лет (1983-2007).
Южная Корея — 10,2% среднегодовой рост в течение 23 лет (1966-1988).
Этот результат был достигнут благодаря лидерской, организующей роли государства на основе подлинного государственного экономического творчества. В этот период перечисленными государствами задавались великие цели, строились грандиозные планы во имя реализации грандиозной мечты — вырваться на новые горизонты развития.
В основе советского экономического чуда было стратегическое планирование, которое начиналось с плана ГОЭЛРО. 22 февраля 1921 года утверждено Положение о Государственном плановом комитете (Госплане). Этот орган заложил основу формирования всей последующей системы планирования и организации развития экономики, предвосхищая методику и практику будущих пятилетних планов. У истоков планирования был соратник В.И. Ленина Г.М. Кржижановский, ставший первым председателем Госплана.
В чём заслуга планирования в экономике? Оно позволяет выстроить её как хорошо и качественно организованную систему, которая кардинально снижает риски экономических кризисов (хаоса), характерных для рынка.
Плановая система даёт возможность установить оптимальные соотношения в экономике, обеспечить точную оценку узких мест, диспропорций и выработать адекватные меры по их преодолению, в том числе за счёт внедрения передовых технологий. Планирование служит условием опережающего развития экономики.
В условиях плана сбалансированы спрос и предложение, производство и потребление. Экономика страхуется от кризисов перепроизводства. Работа в таких условиях ведётся по каждой отрасли и каждому отраслевому продукту. Эта кропотливая профессиональная черновая деятельность в конечном счёте определяла качественную организацию роста экономики. Об этой не столь далеко ушедшей в историю практике государственного планирования не мешало бы вспомнить нашим сегодняшним политическим и экономическим властям.
Про планирование они много говорили и дискутировали в Госдуме, принимали обязывающие документы, но на практике дальше разговоров дело не шло. Рыночные мантры, исповедуемые либеральными экономистами во власти, не дали планированию реализоваться.
Что ещё было в активе мобилизационной экономики советского типа, кроме централизованного планирования, позволившего совершить прорыв в экономическом развитии?
На практике был реализован эффективный механизм управления прорывными национальными проектами, основанный на сочетании в одной организационной структуре фундаментальной, прикладной науки, опытно-конструкторских, проектных, строительных организаций, промышленных звеньев и предприятий.
Концентрация мощных научных, административных и производственных ресурсов позволила решать глобальные задачи в кратчайшие сроки. Были созданы новые стратегические отрасли — ядерная, ракетно-космическая, радиоэлектронная. Государство проводило реформу в финансовой сфере.
В результате кредитной и денежной реформ система подчинялась задачам экономического роста. В ней создавались два изолированных друг от друга контура денег — наличный и безналичный оборот. Безналичный денежный контур обеспечивал расчёты между предприятиями и необходимое долгосрочное финансирование капиталовложений в опережающее создание средств производства, а наличный денежный контур обеспечивал расчёты населения и розничный товарооборот. Эти два контура работали на развитие и не смешивались, как происходит сейчас, в рыночных условиях. К представленным выше институтам развития следует добавить инициированные государством закупки у развитых стран самых современных технологий в виде заводов, оборудования, станков.
Страна не жалела средств на привлечение во все отрасли экономики самых квалифицированных на тот момент иностранных специалистов. Лучшие инженеры, проектировщики, управленцы и практики работали в промышленности, строительстве, металлургии и энергетике. С их помощью были созданы новые школы проектирования, новые отрасли, воспитаны десятки тысяч квалифицированных специалистов.
В сталинскую эпоху важным инструментом развития стало создание рыночного (предпринимательского) сектора экономики в форме артелей. Базовые основы организации их работы были заложены Постановлением правительства от 23 июля 1932 года «О перестройке работы и организации форм промкооперации» «в целях дальнейшего развёртывания производственной инициативы промысловой артели, а также для максимального расширения промысловой кооперации производства предметов широкого потребления».
Артели относились к негосударственной местной промышленности, их регистрация занимала день, в первые два года артель освобождалась от налогов. Руководитель не назначался государством, а избирался участниками артели, которые утверждали план её работы. Они работали, как современные рыночные структуры. Прибыль распределялась, согласно уставу, утверждённому самими работниками. Не менее 20% доходов отчислялись на формирование так называемого запасного капитала, что обеспечивало возможности привлечения кредитов. Остальная прибыль распределялась между членами артели на основе их решения. Работники и члены их семей обладали правами, аналогичными рабочим, включая образование, оплату жилья, пенсионное обеспечение и т.д.
В артелях действовали своя дополнительная негосударственная пенсионная система и программа финансовой помощи участникам артели в виде ссуд на строительство жилья и необходимые покупки. Вот так это было организовано, поддерживалось государством и эффективно работало.
В 1955 году деятельность артелей была прекращена несмотря на то, что в том же году они производили около 33 444 наименований товаров (9% стоимости всей промышленной продукции и 80% товарного разнообразия в стране), в то время как перечень товаров, директивно планировавшихся Госпланом, составлял всего 8,5 тысячи наименований.
Вот один красноречивый пример по гатчинской артели «Юпитер», с 1924 года выпускавшей галантерейную мелочь: «В 1944 году сразу после освобождения Гатчины артель выпускала остро необходимые в разрушенном городе гвозди, замки, фонари, лопаты, а к началу 50-х годов — стиральные машины, сверлильные станки и прессы». Следующий этап творческого подхода к развитию страны характеризовался тем, что с 16 февраля 1935 года в СССР организовывались личные приусадебные хозяйства (ЛПХ), которые становились своеобразной формой социального договора между государством и жителями села. Крестьянин, вступая в колхоз, отрабатывал положенные трудодни. Для увеличения доходов колхозных семей государство бесплатно давало им землю, на ней крестьянин мог растить овощи, фрукты и корма, содержать птицу и скот, обеспечивая себя и продавая излишки. В результате к середине 50-х ЛПХ производили почти 70% молока, более 50% мяса и 85% яиц от общего объёма их производства в стране. По этим цифрам видно, что, по сути, личные приусадебные хозяйства кормили страну, и при этом они формировали от 50 до 80% доходов самих крестьян.
В рамках модели опережающего развития с 1929 по 1955 годы в орбите единой экономической системы сформировали экономический слой предпринимательской инициативы в форме артелей, кустарей, личных приусадебных хозяйств, который по факту вносил основной вклад в товарное разнообразие, производил значительную часть товаров и услуг массового спроса, а также большую часть основных продуктов питания.
При этом все элементы мобилизационной модели функционально были связаны друг с другом, образуя единую целостную экономическую систему, организованную на всех уровнях государства и общества. Ликвидация любого элемента означала бы сбой в работе экономической системы в целом.
Планирование, современные технологии, деньги, предпринимательство — ключевые факторы, целенаправленно и эффективно организованные в структуру единой экономической системы, породили феноменальный для всей мировой истории XX века экономический рост нашей страны в 1929-1955 годы.
Итог планового ритмичного развития экономики за 27 лет дал поразительные результаты в демографии и социальной сфере.
На 26 лет выросла средняя продолжительность жизни.
На 46 млн человек выросла численность населения, а без учёта вошедших в состав страны территорий — на 20 млн человек.
Количество больниц увеличилось в четыре раза, коек и врачей — в пять.
Жилищный фонд вырос почти в три раза.
Количество средних школ увеличилось в 14 раз, учителей — в пять раз, учащихся — в 17 раз.
Число студентов высших и средне-специальных учебных заведений и, как следствие, специалистов с высшим и средним образованием выросло в десять раз.
Рост реальной заработной платы наблюдался в четыре раза, рост вкладов граждан в сберкассах — в пять раз, а по отношению к 1913 году в десять раз.
Рост реальных доходов рабочих — в шесть раз, крестьян — в 6,5 раза, а по отношению к 1913 году в одиннадцать раз.
За период с 1928 года было создано 537 новых городов и 1 884 посёлка городского типа.
Вот так эффективно работала мобилизационная экономика советского образца.
ЗАДАЧИ ДНЯ
Из сказанного следует вывод: без государственного планирования невозможно стратегическое, целевое развитие, исключены большие цели, утрачивается возможность целостного сбалансированного развития и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях и использования эффекта масштаба.
Без передовых технологий невозможны высокие темпы качественного роста экономики, передовые позиции в мире, а в сфере оборонно-промышленного комплекса невозможен реальный суверенитет. Отсутствие эффективно организованной системы опережающего технологического развития, ориентированной на собственные научную и образовательную системы, приводит к нарастающему отставанию от мировых лидеров, снижает темпы роста экономики и уровень компетенции граждан.
Без эффективной денежной системы, дешёвых и «длинных» денег невозможна реализация стратегических долгосрочных проектов развития. Дорогой и короткий кредит, как это имеет место быть сейчас, подрывает экономический рост.
Без предпринимательства в любой экономической системе возникают нехватка гибкости, дефицит товаров широкого потребления и продовольствия.
Сегодня имеются все предпосылки для того, чтобы этот опыт, являющийся нашим великим достоянием, был востребован в свете сложной международной обстановки и той ситуации, в которой оказалась глобальная капиталистическая система, а вместе с ней и наша страна.
Необходимо начать построение новой модели социально-экономического и политического развития страны и проводить этот курс жёстко, начиная с процесса формирования мобилизационной экономики. Для этого нужно убрать из высших эшелонов российской власти «эффективных менеджеров» — приверженцев экономики либерализма и исполнителей воли мировых финансовых элит.
Следует воспользоваться имеющимся у нас опытом работы в советский период и развернуть экономическую политику страны от её сырьевой направленности в сторону восстановления отечественного производства, опираясь на собственные силы и ресурсы. Добиться жёсткого ускоренного роста производительности общественного труда на основе планирования, стимулирования научно-технического прогресса, концентрации материальных, финансовых и кадровых ресурсов на ключевых направлениях национальной экономики, активно поддерживать это направление законодательно и идеологически.
Готова ли действующая власть совершить подобный крутой поворот? Если не готова, то ради блага страны и благополучия народа к этому должны быть готовы коммунисты и все патриотические силы России.
С.А. БАНИШЕВСКИЙ.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 28 апреля 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.