Недавно в одном из интервью известного музыкального критика прочитала о том, что он завидует поколению, родившемуся в конце сороковых. Эти люди росли в духовной атмосфере, позволившей им слушать прекрасную музыку, читать книги, формирующие нравственные качества личности, чувствовать дружескую поддержку. Эти слова — о моём поколении. Наши родители — солдаты и офицеры, одержавшие победу в страшной войне. Они мечтали дать детям то, чего были лишены сами: счастливые детство и юность. Постараюсь проиллюстрировать слова «Я родом из СССР».
Родилась я в маленьком бурунном посёлке на востоке Ставрополья в районе, который сейчас считается глубокой провинцией. Но, оказывается, ещё в XVII веке в двенадцати километрах от моей малой родины в ногайском селе Терекли-Мектеб размещалось приставство с наместником из Петербурга. Была там и школа.
Самых ярких воспоминаний моего детства три.
Первое. Канун нового 1961 года. Нас, группу активистов, приглашают в кабинет директора. Поручают расфасовать сладости для трёхсот пятидесяти подарков. На столе — пакеты (их из обоев моя бабушка настрочила на швейной машинке). Конфеты Нальчикской кондитерской фабрики. До сих пор помню запах того шоколада. Подарки получили все ученики школы-интерната.
Второе. Волнующее событие в школе: ждём из Ставрополя гостей. Наш хор (руководитель Илья Иванович Циркунов) будут записывать на радио. Через несколько дней мы слушали себя в эфире. Гордились! Третье. В апреле 1961 года во время урока прозвенел звонок. Мы гурьбой выбежали из кабинетов. Работали все радиостанции Советского Союза: в космосе побывал наш Юрий Гагарин. Прыгали, смеялись, обнимались взрослые и дети. Я впервые ощутила себя частью большой дружной семьи. Не помню, кто предложил отправить приветственную телеграмму в Москву, но через несколько минут я, зажав монетки в кулаке, бежала на почту. О том, что наше приветствие дошло, сообщала районная газета «Степной маяк».
Одиннадцатилетку заканчивала в Каясулинской средней школе. Учили нас хорошо. Как профессионал сейчас оцениваю удивительные по глубине уроки математики Павла Евсеевича Папуцы, физики Ильи Моисеевича Ратнера, немецкого языка — Олега Валерьяновича Карасёва. Мужчины в школе — редкость, но нам повезло: они были отличные педагоги. Кабинеты физики, химии, истории и географии прекрасно оборудованы.
Имелся даже телескоп, и уроки астрономии мы дополняли вечерними наблюдениями звёздного неба. Знания, полученные в сельской школе, позволили выпускникам 1966 года поступить в вузы Ставрополя и Грозного, Новочеркасска и Орджоникидзе (ныне Владикавказ), Москвы и Харькова. Без репетиторов, без оплаты учёбы.
Учёба в Грозном на филологическом факультете Чечено-Ингушского педагогического института (в год моего выпуска он получил статус университета).
Встречи с Константином Симоновым, Сергеем Михалковым, Расулом Гамзатовым и Фазилем Искандером; беседы с лермонтоведом Ираклием Андрониковым; фольклорные экспедиции в казачьи станицы; посещение (обязательное, бесплатное) спектаклей в драматическом театре им. Лермонтова Грозного, концертов в филармонии.
Не раз общалась с Раисой Ахматовой, председателем Союза писателей Чеченской Республики. Она помогала организовывать встречи моих учеников с национальными литераторами.
Все наши преподаватели руководствовались правилом: чтобы нести знания другим, учитель должен сам многому учиться и много знать.
За все годы учёбы в институте я не помню конфликтов на межнациональной почве. Закончена учёба, и я вместе с супругом еду в Среднюю Азию применять полученные знания.
Четверть века прожили в Узбекистане. Азербайджан, Туркмения — знаю об этих регионах не понаслышке, поэтому могу ответственно сказать: в каждой республике я не ощущала себя чужой, лишней.
Не имея никаких личных связей, приобретала опыт. Он воплотился в должностях: старший учитель, учитель-методист, учитель высшей квалификационной категории, депутат городского, областного (Бухара, Самарканд) Советов. Создала русский фольклорный ансамбль.
Обряды и традиции русского народа, песни и сценки на темы народной жизни, календарные праздники — такие виды народного творчества всегда приветствовались многонациональной публикой.
Наш коллектив был неоднократным призёром фестиваля «Санъат байрами» — узбекского национального конкурса самодеятельных коллективов.
В город ежегодно приезжал поезд дружбы, организованный ЦК ВЛКСМ. Актёры ведущих театров Москвы и Ташкента, общественные деятели встречались с местными коллективами. Это было духовное обогащение, укрепление дружеских связей со столицей национальных республик. С благодарностью к организаторам вспоминаю курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы в Ташкенте, на которых мы не только в методике преподавания предмета совершенствовались, но и знакомились с культурой и традициями богатейшего в культурном плане государства.
Самарканд, Хорезм, Бухара стали ближе мне и моим ученикам, потому что руководство города поощряло поездки в эти места. Наши экскурсии всегда были бесплатными.
В 1994 году до отъезда из Узбекистана хороший урок преподала жизнь: я была приглашена в Ташкент на форум по определению путей развития образования суверенного Узбекистана. В зале, вместившем пять тысяч делегатов, учителей и руководителей всех районов, большинство представляли узбеки, таджики. В президиуме — руководитель государства, члены правительства.
В начале первого дня к участникам с приветствием обратилась женщина из президиума. Русская. Когда она подошла к микрофону, весь зал встал. Почётный делегат приветствовала собравшихся на узбекском языке, а потом перешла на русский. Это была Антонина Хлебушкина, легендарная женщина, директор детского дома. С такой фамилией в Узбекистане свыше ста человек — узбеки и евреи, русские и немцы. Её обращение на родном языке к собравшимся — дань уважения тем, кто определяет стратегию образования и воспитания на годы.
Вели форум на языке межнационального общения — русском, а многие выступали на родном узбекском. Соседи поясняли мне суть высказанного ораторами.
К концу четвёртого дня за помощью уже не обращалась: понимала основное содержание выступлений. Могла я за четверть века овладеть узбекским языком? Думаю, могла, но не считала нужным. А Антонина Хлебушкина свободно говорила на родном языке коренных жителей республики, которая для неё была родной.
Уважение к истории и культуре народов, населявших огромный Советский Союз, традиции интернационализма, интерес к знаниям в любом возрасте, патриотизм — вот что определяет качество моего поколения, рождённого в конце сороковых годов, поколения СОВЕТСКИХ людей.
Надежда Андреевна АГАПОВА,
зам. секретаря первички №4. Железноводск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 21 апреля 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.