Человечество переживает тяжёлый кризис — не экономический, политический, социальный, а духовный. Он глобальный, охватывает почти все ведущие страны мира, глубокий, т.к. не известны, не выработаны пути выхода из него, опасный, поскольку грозит новой мировой войной. Суть его — утрата смыслов бытия больших человеческих сообществ и в меньшей мере отдельных людей.
Существуют три глобальные стратегии развития человечества (оставив без рассмотрения всевозможные частные — религиозные, националистические, фашистские и иные) — капитализм, либерализм и коммунизм, первой фазой которого является социализм.
Тупиковый характер развития капитализма был обоснован в середине XIX века Марксом и Энгельсом, назвавшими его лишь предысторией развития человечества. Подлинная история людей начнётся лишь с его гибелью. И всё шло к тому. В.И. Ленин определил высшую стадию развития капитализма, т.е. империализм, как загнивающий, умирающий, паразитический, канун социалистической революции. Но с гибелью Советского Союза капитализм неожиданно для многих и особенно для коммунистов вдруг приобрёл огромную жизненную силу. Ещё бы! Хищнику удалось сожрать такую огромную жертву.
Едва ли не всем тогда показалось, что жизненные силы капитализма неисчерпаемы, он сумел адаптироваться к реалиям НТР и выйти на линию прогресса. Но недолго музыка играла. Глобализм — современная форма капитализма — едва успел переварить Советский Союз, как оказался в зоне тяжелейшего кризиса.
На глазах удивлённого мира вдруг зашатались и посыпались, почти как СССР, Соединённые Штаты Америки. Вдруг стало ясно, что капитализм не решил и не решит ни одной глобальной проблемы, а лишь усугубляет их. Он ещё может дать человеку средства бытия, но не даёт смысла бытия. Потребление ещё может быть смыслом жизни отдельных людей, но не сообществ. Оно отвечает животной природе человека, но не духовной — т.е. человеческой, социалистической. Потребление неизбежно толкает народы к войне друг с другом.
Попытки выйти от собственно капиталистической на либеральную стратегию развития человечества оказались тщетными, либерализм — припудренный капитализм, тот же людоед, научившийся пользоваться ножом, вилкой и салфетками.
Сейчас мы переживаем особенно опасный момент развития цивилизации, когда миру грозит война. Две ведущие ядерные державы — США и Россия, обе буржуазные — не могут отказаться от сути буржуазности: частной собственности, конкуренции, экспансии, демонстрируют готовность к смертельной схватке даже ценой собственной гибели. Нечто подобное уже было в истории (Карибский кризис), но тогда одна из держав была социалистической.
На фоне кризиса буржуазно-либеральной модели человечеству всё более реальной представляется коммунистическая модель развития. Но она потерпела поражение.
Русские — народ, подаривший человечеству коммунизм
Коммунизм на социалистическом этапе своего развития не потерпел поражение, просто одни его предали, отказавшись от идеи, другие, объединившись, убили. Казалось, что убили. Временная гибель социализма — не казус, а результат его борьбы с капитализмом. На данном этапе капитализм оказался сильнее. Социализм не успел выйти на режим, отведённый ему историей. Его подстрелили на взлёте. Но разве история завершилась?
Следует понять: пока существует Россия, значит, и русские, идею коммунизма-социализма не убить никому. Это, кажется, понимает и так называемый цивилизованный западный мир, т.е. буржуазный. Убить Россию сегодня — значит убить и новый коммунизм.
Коммунизм — вовсе не призрак, который бродил по Европе и вдруг нашёл, видимо, временное пристанище в СССР. Ничего подобного. Коммунизм — русское, родное, кровное, естественное явление в сфере духа, такое же родное, как, к примеру, берёзы в лесу, калина в крестьянском дворе или васильки в поле.
Маркс и Энгельс дали нам коммунистическую науку, разработали идеологию, но всё остальное и главное — психология, традиции, социальный опыт, мечты и представления о коммунизме — у нас были и остаются свои!
Пусть господа разных мастей учитывают, что русские — природные коммунисты. Кажется, Чубайс сказал: русские — нормальный типичный буржуазный народ. Это ошибка. Русские, напротив, нормальный коммунистический народ. Назовите любую типичную черту психологии русского человека, и вы увидите в ней коммунистическую. При этом коммунизм в русском народе гораздо старше самой идеи коммунизма, берущей своё начало от Платона.
Коммунизм — укоренённая русская идея, которую сознательно пытались реализовать до В.И. Ленина народники.
Назову эти главные черты русского народа-коммуниста.
Ненависть к собственности. Можно сколько угодно доказывать, что собственность — материальное воплощение личности. На Руси никогда не считали богача человеком, достойным уважения. Презрение к богачу и даже ненависть к нему не большевики придумали, потому им сравнительно легко удалось подавить сопротивление богатых классов.
«Богаты в грехе», — писал Л.Н. Толстой. Русские никогда не признавали собственность мерой или достоинством личности. Собственность есть кража — вот суть понимания русскими этого феномена. Есть три способа приобретения собственности в народном понимании — выпросил, подарили, обобрал… Разве собственность нынешних российских олигархов не такой же природы — обобрал?
Коллективизм или общинность. Русский человек всегда жил общиной. То же о себе могут сказать и другие народы, но русская крестьянская община была явлением уникальным — экономическим, политическим, духовным. Это были маленькие самостоятельные государства. Созданные большевиками колхозы были не бедствием, а спасением для крестьян.
В годы коллективизации терять народу кроме нищеты было нечего. Она дала громадные надежды крестьянству, возвысила дух и уклад всей жизни. Без всякой коллективизации каждой весной начиналось в деревне полуголодное существование: нет запасов, чтобы прокормиться, денег, чтобы купить продовольствие. Считалось, что это осталось в прошлом, но, увы, возвращается сегодня.
Кулак в деревне воспринимался как антипод коллективистскому началу русского человека. Так что Советская власть боролась с ним вполне легитимно.
Справедливость. Найдите большего борца за справедливость, чем русский человек. Она — важная грань коллективизма. Это всегда выход за пределы собственного мира в мир другого человека. Без дум о других справедливость невозможна. «Высшая и самая характерная черта нашего народа, — писал Ф.М. Достоевский, — чувство справедливости и жажда её». Вот именно, жажда. Революция — средство к справедливости. Коммунизм для русского человека — движение к справедливости.
Духовность. Духовность не нужно путать с душевностью, т.е. приятностью человека. Это возвышенное движение к идеальному, которое в русском человеке ассоциировалось с богом, религией, потом с коммунизмом. Духовность — приоритет идей перед материальной выгодой. Вне духовных поисков — устремлённости в идеал, в будущее, в совершенство, свойственные русскому человеку — идеи коммунизма не прижились бы в нашем обществе.
Всемирность. Под ним понимается желание общего блага. Мы сначала переживаем за весь мир, а потом за себя. Эту черту русского народа любил выделять Ф.М. Достоевский. Но он не выдумал её. Как могла прижиться в нашем народе идея мировой революции? Именно по причине всемирности русского человека небо, космос, заграница, всё дальнее и загадочное интересуют его более, чем покосившийся забор в собственном дворе. В этом отношении даже украинец — уже другой человек, для которого своя хата и свой кабанчик важнее.
Самосжигание. Об этой черте писал Н.А. Бердяев. Борьба за коммунизм связана с жертвенностью, хотя и не обязательно предполагает её. Найдите другой народ, который бы так легко поступался собственными интересами в пользу иных народов и себе в ущерб. Русские сгорают, чтобы светить другим. Если бы европейским народам было свойственно чувство благодарности, то памятники русскому солдату стояли бы на всех меридианах и параллелях.
Исчерпать все характеристики русского человека в небольшой статье — задача нереальная. Не стоит далее множить его характеристики. Нужно лишь признать, что более подходящего для коммунизма человеческого материала, видимо, не сыскать.
Русские — народ, не покорённый капитализмом
Увы, капитализм поглощает даже такие экзотические страны, как Индия. А что происходит в России? Здесь осуществляется насилие капитала над самой идентичностью русского народа. Итог этого насилия совсем не очевиден. Конечно, если и впредь в нашей стране будет властвовать буржуазия, то она перекуёт русского человека в человека западной цивилизации.
Русский философ А. Дугин: «Тот, кто хочет сузить русскую душу, — подонок и враг нашего народа. Россия будет великой или никакой!». Но перековка продолжается.
Русский человек на дух не переносит расчётливого беса, но приучают: деньги — святыня!
Русский стремится к стяжанию духовного богатства, а его соблазняют и развращают вещами.
Русский тяготится бессмысленностью существования: что строит Россия, к чему мы идём? А власть тихим сапом нас куда-то ведёт. Скажите честно людям, куда. Неизвестность истощает силы больше, чем лишения.
Русскому нужна идея. Где она, какая?
Получается ли перековать? Русский писатель и обществовед Михаил Антонов: «Я утверждаю, что несмотря на наличие рыночных отношений, акционерных обществ, банков, фондовых бирж, долларовых миллиардеров и новых русских у нас никогда не будет капитализма».
Да, мы, видимо, единственные, кто не покорён капитализмом окончательно, но не будем обольщаться. Никто не верил в крушение СССР, а оно случилось. Никто не верил в конфликт России и Украины, а теперь…
Случиться может всё, если не будем бороться за русскость, значит, и за социализм.
Душа русского исключительно проста: он хочет жить по совести, по справедливости, по-людски, а не по-капиталистически. Вот и вся загадка. КПРФ — партия социализма, русского выбора. Зачем нам Запад? Он никогда нас не поймёт.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 17 марта 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.