Решение о выборах в администрации президента пока заморожено

Единый день голосования теряет и формальные признаки выборной процедуры.

«Единая Россия» 9 марта сообщила о старте внутрипартийных праймериз перед единым днем голосования (ЕДГ) 11 сентября. Госдума уже приступила к ревизии избирательного законодательства, подгоняя его к новым реалиям – выборам в условиях «осаждённой крепости». Делается это в том оперативном режиме, который принят в последнее время в связи со специальной военной операцией (СВО) России на территории Украины. Таким образом, и ЕДГ, похоже, станет своего рода электоральной спецоперацией. И тогда для достижения успеха власти объективно будут склоняться к наиболее простым решениям – например, к отмене осенней кампании или изъятия из-под нее, скажем, губернаторов.

Замсекретаря Генсовета ЕР Сергей Перминов объявил, что начинается выдвижение кандидатов партии на предварительное голосование. Избиратели смогут регистрироваться на нём со второй половины апреля. В общем, партия власти планирует сделать вид, что ЕДГ-2022 пройдёт в обычном режиме. То есть это 14 губернаторских выборов, переизбрание депутатов 6 региональных заксобраний, 11 городских советов столиц субъектов РФ, а также муниципальная кампания в Москве.

Однако фракция ЕР в Госдуме реализует программу несколько иного плана. 10 марта решено провести второе чтение законопроекта об общих правилах проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Ещё недавно это казалось одним из самых ярких показателей того, что власти хотят провести как можно более управляемые выборы. Появившиеся 9 марта поправки ко второму чтению показывают, что ДЭГ будет ещё не самым показательным образцом применения админресурса. Например, предполагается, по сути дела, выбить из электоральных процедур любых иноагентов, число которых в ближайшее время среди оппозиционеров вырастет значительно. Запрет на участие в выборах в качестве кандидатов вводится для экстремистов в контексте серьёзного расширения данного вида правонарушений. Судя по всему, будут закрыты возможности и для оппозиционного наблюдения за ходом голосования – через ликвидацию института членов избиркомов с правом совещательного голоса. Предполагаются и иные поправки, с виду технического, но на практике существенного значения.

В этой связи «НГ» поинтересовалась у экспертов, какие предложения по поводу самого ЕДГ 11 сентября могут оказаться на столе у руководителей страны, которым предстоит примерно к маю принимать решение о том, стоит ли проводить выборы в режиме спецоперации или проще будет их отменить полностью либо частично. Например, признать губернаторов чиновниками окончательно и на этом основании постановить, что целесообразнее их назначать напрямую президентом РФ.

Руководитель аналитического центра КПРФ Сергей Обухов заметил, что, поскольку экономика входит в состояние шока, пока никто не может сказать, как это скажется на электоральном поведении людей: «С одной стороны, несменяемость региональной власти вряд ли пойдёт на пользу системе управления, а с другой – выборы всегда риск». Среди аргументов за сохранение выборов он назвал тот факт, что СВО пока положительно отражается на рейтинге президента, в такой ситуации легче проводить кампании референдумного типа и с мобилизационной повесткой. Но скорее всего, полагает коммунист, окончательное решение о выборах будет зависеть от успехов и скорости СВО. Причем важна будет и боевая часть, и внешнеполитическая и, конечно, экономическая. «Судя по всему, решение о выборах в администрации президента пока заморожено. По нашим данным, команды провластных политтехнологов на губернаторские выборы хотя и высланы, но они вопреки обыкновению пока не работают. Кроме того, отложено завершение конструкции публичной власти. Да и само общество сейчас морально психологически подавлено. Поэтому власть, наверное, думает, как со всем этим работать», – подчеркнул Обухов.

Дарья Гармоненко «Независимая газета»

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

двенадцать − 2 =