Российское государство начало помогать инвалидам и немощным ещё с конца XIV века. В то время строились первые гражданские больницы, «богадельные избы», «богородные дома» и внемонастырские приюты. Финансирование возлагалось на церковь, которая наделялась дополнительными вотчинами для содержания нищих, больных и престарелых.
В 1701 году Пётр I издал указ, положивший начало созданию государственной системы социальной защиты. По нему «для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил». По сути, такие люди и стали предшественниками современных социальных работников, а сам документ положил начало формированию государственной системы социальной защиты.
Сегодня практически в каждом муниципальном образовании России есть учреждения соцзащиты и обслуживания населения. В системе работают более 630 тысяч социальных работников, услугами которых пользуются около 26 миллионов человек, в том числе 15 миллионов пожилых людей и инвалидов.
Откровенно говоря, мало кто понимает, какие именно обязанности выполняют социальные работники. Однако, если они перестанут делать свою работу, это сразу станет заметно. Если сказать образно, они приходят на помощь тем, кто дожил до возраста «стакана воды», который подать некому.
Со многими сотрудниками Ставропольского и Шпаковского центров социального обслуживания населения мне довелось общаться. Отзывчивость, доброта, человечность — все эти личностные качества присущи людям, выбравшим данную сферу деятельности. Работают преимущественно женщины среднего возраста, которые изо дня в день помогают нуждающимся решать насущные проблемы.
Известно, что заработные платы данной категории бюджетников должны были вырасти во время выполнения майских указов президента от 2012 года. Однако последние новости о повышении окладов соцработникам в России говорят о том, что Минтруд по-своему прочёл указ, в результате чего был введён новый профстандарт для социальных работников. К чему это привело? Если совсем коротко — заработные платы остались прежними. Как следствие, число социальных работников сократилось больше чем на 15% от запланированного показателя оптимизационной деятельности, что зафиксировано в «дорожных картах». И эта информация подтверждена депутатами Госдумы.
Теперь о профстандарте, про который идёт речь, о том, где социальные работники стали называться «работниками бюро бытовых услуг», а также «специалистами по социальной работе». Введены также термины: «помощники воспитателей», «помощники инвалидов» и так далее, что вывело, по сути, соцработников из-под юрисдикции указов президента в части повышения заработных плат бюджетникам.
Относительно того, будет ли сокращение соцработников в 2022 году, можно точно сказать, что нет. В этой сфере деятельности наблюдается очень серьёзная текучка кадров. Более того, за последние несколько лет число социальных работников резко снизилось, виной тому не только низкая заработная плата, но и нелёгкий труд, большая психологическая нагрузка. Сегодня один работник социальной службы обслуживает порядка восьми подопечных. Это занимает огромное количество времени, и выполнять подобные обязанности за мизерный оклад никто не хочет. Данный факт особенно стоит принимать во внимание, потому что это снижает престиж профессии. Если условия не улучшатся, в будущем она может просто исчезнуть.
Российские власти обеспокоены проблемой, неоднократно отмечали необходимость достойного вознаграждения сотрудников социальной сферы за их работу и пытаются найти решение. Но выход из ситуации лежит на поверхности — увеличить бюджетное финансирование на эти цели. Однако единороссы пошли другим путём — решить проблему за счёт немощных: инвалидов и лиц, кому за 80.
В подтверждение выводов привожу конкретный пример. Близкий мне человек Антонина Николаевна 93-х лет, инвалид первой группы, волею судьбы пережившая всех близких, попала в ситуацию полной зависимости от стороннего ухода. Антонина Николаевна пережила голодные 30-е годы, оккупацию во время Великой Отечественной, послевоенный тяжёлый труд, стабильную жизнь в советское время. Рано похоронила мужа (в 1982 году), участника Великой Отечественной войны, воевавшего в составе 9-й гвардейской истребительной авиадивизии под командованием трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, о чём любит похвастаться: «О моём муже даже в книге «Жизнь — вечный взлёт» прописано!».
Пожилая женщина проживает в двухкомнатной квартире, перебраться в Дом для престарелых категорически не желает. Основной уход за ней осуществляет старший сын, инвалид 2-й группы. Близко проживающие родственники заняты своими проблемами и не могут предоставить бабе Тоне свою помощь.
В сентябре 2021 года Антонина Николаевна обратилась за помощью в краевой Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Был составлен договор, определены семь видов услуг (приготовление пищи, уборка жилого помещения, полное купание в постели, смена нательного и постельного белья, покупка за счёт бабули и доставка продуктов питания, а также чистка ванны и раковины). К данным видам работ был применён нормативный тариф финансирования социальных услуг и договорённость о посещении соцработником Антонины Николаевны два раза в неделю не более одного часа в день. В общем, из своей пенсии баба Тоня платила центру за восьмичасовые услуги соцработника 864 рубля в месяц до 1 января 2022 года.
В январе 2022 года Антонина Николаевна переехала в Михайловск поближе к правнукам. Неоднократные обращения за помощью в Шпаковский центр социального обслуживания увенчались решением вопроса только после вмешательства одного из заместителей министра министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Сотрудники соцслужбы сделали новое обследование состояния бабули, согласовали набор услуг (они уменьшились на две позиции). По введённому тарифу с этого года Антонина Николаевна обязана платить за восьмичасовые соцуслуги порядка 2000 рублей в месяц.
Как вам такое, читатель? Власть нам внушила, что инфляция в 2021 году составила 8,39%. Пенсию пообещали поднять на 8,5% в текущем году. А тарифы на основные, обязательные социальные услуги с января 2022 года министерство труда социальной защиты населения Ставропольского края увеличило в среднем на 130%.
В принципе, ни Антонина Николаевна, ни автор статьи не против повышения основных тарифов на соцуслуги, если полученная прибыль будет направлена на повышение заработной платы социальным работникам, непосредственным помощникам немощных. Но вряд ли это произойдёт. Чиновничьи штаты ведомства раздуты и требуют дополнительных вливаний.
В договорных отношениях социальной службы с инвалидами и немощными применяются также тарифы на дополнительные социальные услуги за дополнительную плату. Когда я с ними ознакомился, был ошарашен. Судите сами: тариф мытья 1 кв. м. пола — 33 рубля; мытья 1 п.м. отопительных батарей — 55 рублей, и т.д. Интересно, какой умник такие тарифы разработал, с какого потолка взял? И какой «грамотный» руководитель их согласовал и утвердил?
В соответствии с действующими едиными нормами трудовых затрат норма уборки помещений на одну уборщицу должна составлять: один квадрат рабочего пространства за 42 секунды при выполнении влажной уборки с применением моющих растворов. В санитарных помещениях допускается норматив 82 секунды за влажную уборку одного квадратного метра поверхности.
Те же минтруд, да и минздрав Ставропольского края, уборщицам больниц, реабиталиционных центров, краевого геронтологического центра применяют тариф за мытьё одного квадратного метра пола не более 2,5 рублей. Налицо умышленное завышение тарифа в 13 раз, на 1320%! Почему такое происходит?
Большинство лиц преклонного возраста, нуждающихся теперь в социальных услугах, в советское время заработали просторные квартиры, получают повышенные пенсии. Тем самым являются хорошим объектом для отъёма денег. Соцслужба, предоставив обязательные услуги за умеренную плату, предлагает такому клиенту дополнительные услуги, согласно договору. Например, сделать влажную уборку во второй комнате. Немощный соглашается, ему хочется, чтобы везде было чисто, без пыли, без грязи, а в конце месяца выкладывает кругленькую сумму за допуслуги. Одна уборка зала обойдётся инвалиду в среднем 1000 рублей, соответственно, в месяц — 4000 рублей. Я задал вопрос одному из руководителей минтруда и соцзащиты Ставропольского края: почему такие тарифы за дополнительные социальные услуги? Ответ гласил: тариф учитывает время в пути соцработника к подопечному.
Не буду приводить примеры о жизни инвалидов и стариков в развитых странах. Зависть — плохое чувство. На вопрос «что делать?» отвечаю: рассмотреть возможность упразднения всех министерств труда и соцзащиты населения с распределением освободившихся бюджетных средств среди нуждающихся.
А.И. ГОРШЕНИН,
член КПРФ, журналист-правозащитник.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 3 марта 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.