Уход выдающегося человека каждый переживает по-своему. Иные, как стало принято у нас, бросились обсуждать его личную жизнь и главный вопрос — кому достанется наследство.
А мы смотрели в записи интервью Александра Градского по поводу 50-летия со дня рождения Виктора Цоя.
Очень не понравилось поведение журналиста — из сегодняшних самоуверенных и полуграмотных молодых «законодателей общественного мнения», которые тенорком если не подпоют антисоветчикам и антикоммунистам, то ничего не заработают. Юный корреспондент сидит, поднимая ноги выше головы, перед народным артистом России, Лауреатом Государственной премии, певцом, поэтом и композитором, одним из основателей русского рока, создателем и художественным руководителем театра «Градский холл», и высказывает, например, такое мнение: 70 лет коммунисты навязывали нам субкультуру, у нас по всем каналам только и звучали Мусоргский, Чайковский и классика. А мы пели Высоцкого, Градского, «Машину времени»…
Чайковского и всю классику назвать субкультурой? Это нонсенс! Как таких очернителей отечественной культуры к эфиру допускают? Так же, как Жириновского?
В беседе корреспондент провоцировал Градского на высказывания против коммунистов, КГБ, КПСС, будто бы душивших свободу творчества поэта и музыканта. Но тот был твёрд и парировал: ты меня спрашиваешь, но не даёшь ответить.
Градский высказался о том, что из Цоя лепят какую-то бронзовую фигуру, чуть ли не памятник собираются установить, в то время когда нет памятников Мусоргскому, Рахманинову, многим достойным этого музыкантам.
А по поводу возвеличивания рок-музыканта Цоя сказал, что власти выгодно восхвалять мёртвых героев, чтобы унижать живых. Живого героя всегда можно упрекнуть величием мёртвого. А у Цоя было всего два-три великих концерта.
На ядовитый вопрос корреспондента «Почему Цоя поют, а Мусоргского не поют пятнадцатилетние?» Градский ответил, что для этого нужно иметь образование. Каждому времени свойственны свои особенности восприятия действительности.
Цоя только недавно пели миллионы, но кто будет петь его через 100 лет? А Мусоргского будут!
Корреспондент с позиции постороннего и чуть ли не свысока заговорил о «возрождении» России. На это Градский возразил: «Россия никогда не умирала, ей не нужно возрождаться, она должна преобразоваться в лучшую сторону».
Весь диалог стал ярким подтверждением того, что и на культурном фронте идёт война между чёрным и белым, добром и злом, патриотизмом и предательством. К счастью, в России есть настоящие ценители искусства и почитатели талантов.
Творческий вечер Александра Градского замечательно вёл Лион Измайлов. На нём так же, как и в интервью, звучал вопрос о свободе творчества. При этом Градский сказал: «Степень свободы зависит от нас самих. Если мы сами себе будем говорить, что мы свободны, значит, мы свободны, и если написанное нами будут петь и издавать не сегодня, а через двадцать лет, то писать стоит. Но вопреки опасениям в советское время написанное нами издавали не через двадцать лет, а через два дня».
Выступившая на вечере композитор Александра Пахмутова рассказала о том, что Градский написал одну оперу, три балета и музыку к тридцати кинофильмам, в том числе «Узник замка ИФ», «Романс о влюблённых», исполнил партию Звездочёта в опере «Золотой Петушок». Опера долго не шла на сцене, пока не было исполнителя на эту роль.
На творческом вечере Градский пел не только свои песни, но и арии из классических опер на итальянском языке, в том числе знаменитую арию герцога Мантуанского «Сердце красавиц» из оперы Верди «Риголетто».
Одна из его песен, написанная по поводу перестроечной ломки, называется «А мы не ждали перемен». Есть в ней такие слова: Да, мы не ждали перемен, И вам их тоже не дождаться, Но надо, братцы, удержаться От пустословия арен. И просто самовыражаться, Не ожидая перемен!
Это звучит как завещание всем нам.
В.П. ЛЕНКИНА.
Новоалександровск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 23 декабря 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.