Российское общественно-политическое интернет-издание «Актуальные комментарии» опубликовало статью экс-заместителя руководителя администрации Президента РФ Владислава Суркова «Куда делся хаос? Распаковка стабильности». Главный смысл — по завершении каждого этапа истории войне альтернативы нет, она некий итог, без которого не обойтись. Коммунисты не могут с этим согласиться.
Автор, ссылаясь на изыскания великих математиков современности и философов домарксистского периода, применительно к общественному устройству утверждает, что всякая система несёт в себе элементы саморазрушения, а в человеческой логике непрерывно действуют неустранимые нестыковки, лишающие людей гармонии и смысла жизни.
Это наводит на мысль о том, что человечество обречено вечно двигаться по замкнутому кругу от одной катастрофы к другой, и из этого порочного круга ему не выбраться.
По словам автора, вульгарный пересказ второго закона термодинамики применительно к человеческому обществу предполагает неизбежное возрастание в нём хаоса. При этом хаосом называет проблемы и противоречия, недовольство людей существующим положением, которые «разрушают порядок и стабильность» и ведут к распаду, а в умах граждан мысль о неизбежности распада превращает пессимизм из плохого настроения в научно обоснованную доктрину.
Иными словами, справедливые возмущения людей буржуазными порядками нужно считать хаосом, нарушающим любезную буржуазной власти «стабильность». А гражданам предлагается смириться с распадом и спокойно ждать конца, поскольку это «научно обосновано» и неизбежно.
Нам представлена типичная философия капиталистического общества, которое ведёт человечество в тупик, при этом ещё нуждается в научном обосновании этого тупика. Проблемы и противоречия нарастают в любом обществе, если закрывать на них глаза и не разрешать своевременно. А войне в рамках эксплуататорского общества действительно альтернативы нет.
Правящая верхушка, будь то рабовладельческого, феодального или капиталистического государства, перед массовым истреблением людей никогда не останавливалась, если это несло ей выгоду. В. Сурков в своей статье, однако, отмечает, что не все склонны к унынию.
До определённого момента рецептом спасения от распада, средством наведения и поддержания мирового порядка может быть сильнодействующая государственность. Любое государство, по утверждению автора, рано или поздно изнашивается и гибнет в борьбе с «многомятежными хотениями» собственных граждан (оказывается, хотеть — мятеж!).
Сурков приводит «блистательный» пример: в начале нынешнего века российская система власти будто бы остановила лавину социального хаоса и обеспечила нам «двадцать лет стабильности», о которых автор говорит: «Эти годы точно когда-нибудь станут вспоминать как золотой век».
Непременно! Это был поистине золотой век для ограбивших страну до нитки олигархов, чиновников, казнокрадов и криминальных элементов, на несколько поколений вперёд оставивших россиян нищими.
Разрушены экономика, социальная сфера, уничтожены образование, здравоохранение, культура опустилась ниже плинтуса, население неуклонно сокращается, под вопросом продовольственная безопасность, потеряны приоритеты в освоении космоса, международный авторитет страны утрачен, её оскорбляют не только крошечные государства, которых СССР вскормил и защитил, но даже общественные организации.
Назвать путинские двадцать лет золотым веком — значит оскорбить всех истинных патриотов России. За содеянное придётся отвечать. В страхе перед расплатой проживающая свой золотой век буржуазия, помня второй закон термодинамики, мучительно задаёт себе вопрос: если энтропия не может уменьшаться и исчезать, если хаос — проблемы, противоречия и недовольство граждан в государстве непременно, согласно упомянутому закону, должны нарастать, где они?
Откуда ждать беды? «Когда порядок навели, что стало с беспорядком? Где теперь хаос, которого вроде нигде не видно? Куда он делся? В каких местах он теперь растёт (он ведь, по закону, должен расти)?» — задаётся вопросом В. Сурков.
Интернет, который недавно, по словам Суркова, был «прибежищем хаоса и канализацией свободы», «на глазах изумлённой публики обретает строгие очертания цифрового концлагеря». «Хаос уходит в слепые зоны общественной жизни, — считает автор, — и стимулирует распространение неафишируемых коллективных практик».
И эти неафишируемые и плохо поддающиеся контролю коллективные практики смущают буржуазию больше всего. Смущает и то, что «массовая дисполитизация оставляет истэблишмент наедине с самим собой».
А остаться наедине с самим собой и собственной совестью страшно? Но никакого единения между ограбленными и грабителями быть не может!
Сегодня действительно, как пишет Сурков, «существенным становится не то, что люди говорят, а то, о чём они молчат…
В каком-то смысле молчание становится альтернативной идеологией. И это тоже симптом накопления иррегулярности». «Идеология молчания» и «перешедший в режим молчания беспорядок» пугают нынешнюю власть, хотя признаться она в этом не хочет.
«Система, как никогда, слава богу, прочна, и хаос для неё не проблема, — пишет В. Сурков, но предупреждает: — И всё же игнорировать «непроблему» неразумно».
Что же автор статьи предлагает во спасение нынешнего режима? Поскольку «неконтролируемые выбросы гражданского раздражения» могут «привести к необратимой дестабилизации», накопившуюся «социальную энтропию» следует вынести «куда-нибудь подальше, экспортировать для утилизации на чужой территории».
Внутреннюю напряжённость разрядить через внешнюю экспансию: «все империи делают это». И приводит примеры, когда так поступали ещё римляне. Предают всегда свои.
Когда американцы трубят на весь мир, что Россия вот-вот нападёт на Украину и под этот шум обсуждают вопрос о направлении туда военных советников и дополнительных вооружений, — неудивительно.
Но когда свои же россияне предлагают решить накопившиеся в стране внутренние проблемы с помощью войны «на чужой территории» — это верх предательства своей страны и народа.
К народу Сурков относится без должного уважения. Советский учёный-историк Лев Николаевич Гумилёв, на которого он ссылается, тоже писал о том, что европейские монархи пассионариев с избыточной энергией отправляли в крестовые походы, чтобы избежать восстаний и возмущений в своей стране. Но passio означает «сильный, страстный», а Сурков народные возмущения называет хаосом. Он считает, что Россия во все века решала свои проблемы только за счёт присоединения территорий. И поскольку ни один серьёзный международный конфликт не разрешается без участия России как одной из великих держав, Сурков уверен, что наша страна сохранила свои имперские амбиции и будет иметь свою долю в предстоящем новом переделе мира.
«Имперские технологии эффективны и сегодня, когда империи переименованы в сверхдержавы», — пишет он. И приводит в пример США, которые являются «крупнейшим поставщиком разнообразных беспорядков на мировой политический рынок», доллар называет вирусом хаоса, «разносящим по всей планете пандемию экономических пузырей, дисбалансов и диспропорций», а экспорт цветных революций и назидательных войн, развязываемых США, считает мгновенно возобновляемым.
Сколько же нужно этой стране иметь внутренних проблем, чтобы нести в мир так много зла! Выходит, по мнению Суркова, чтобы решить свои вопросы, Россия должна уподобиться Штатам?
Может уподобиться, если будет оставаться буржуазной. В рамках буржуазного строя войне альтернативы нет. Все свои проблемы эксплуататорские государства решают с помощью завоевательных и захватнических войн.
Лишь 292 года из всей своей истории человечество обошлось без войн. Только во Второй мировой участвовали 72 государства из 78 существовавших на тот момент. Были мобилизованы до 119 миллионов человек, погибли более 60 миллионов, из них более 27 миллионов — граждане СССР.
Новая война может быть ещё более разрушительной. Вопрос стоит о выживании человечества.
Но так ли безнадёжно будущее, как пытаются убедить нас буржуазные теоретики? Вот уже более 100 лет существует альтернатива такому развитию событий.
Исторической практикой Советского государства и стран социалистического лагеря наработан опыт совсем другого решения внутренних проблем и взаимодействия государств. Это путь дружбы, сотрудничества, взаимопомощи и международного разделения труда.
Лучшим примером интеграции в экономическом и культурном развитии стран и народов был Совет Экономической Взаимопомощи, в состав которого входили СССР и дружественные страны народной демократии.
Советская страна умела выстраивать отношения с капиталистическими государствами конструктивно, никогда не забывая о своей ответственности за судьбы миллионов людей.
Нынешняя Россия растеряла всех своих союзников и находится постоянно под угрозой. На морях и в воздухе не прекращаются провокации со стороны США и НАТО, даже Швеция и Польша легковесно заявляют, что готовы к войне с Россией.
Капиталисты с капиталистами ладить не умеют.
Человечество ещё вернётся к опыту СССР как во внутренней, так и во внешней политике, если хватит мудрости уцелеть.
В.П. ЛЕНКИНА.
Новоалександровск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» 2 декабря 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.