Наша краевая организация КПРФ несёт тяжёлые потери. Недавно ушли из жизни товарищи И.А. Богачёв, А.С. Корж и А.Н. Шендрик. Это очень разные люди, но их объединяло самое главное — они были настоящими коммунистами большевистского типа. Люди коммунистических убеждений, как раковины с жемчугом, встречаются столь же редко.
Кто восполнит эту утрату? Некому…
Всё больше в наших рядах людей без идейной закалки и должной политической грамотности. Современных членов КПРФ я делю на две группы — на тех, кто никогда не покинет ряды КПРФ, и на тех, на кого в этом отношении положиться нельзя. Они в любой момент могут хлопнуть дверью и при этом чувствовать себя героями.
Выход из партии — не героизм, а истерика, политическая аннигиляция, т.е. самоуничтожение. Ещё ни один коммунист после подобного демарша — разрыва с партией — ничем не отличился и ничего не достиг. Был коммунистом, но канул в политическое небытие.
На память приходят такие личности, как, например, бывшая депутат ГД РФ Светлана Горячева или лидер Кузбасса Аман Тулеев. Это относится не только к крупным политическим деятелям, но в большей мере к простым коммунистам.
Куда подевались наши товарищи, которые недавно дружно вышли из краевой партийной организации? Они растворились в массе обывателей или шипят против КПРФ из-за угла. Чаще всего такие шаги предпринимаются в знак протеста против лидера партии или какихто действий партии, какого-то её решения. Их позиция: дайте мне другого лидера, тогда я вернусь в ваши ряды, дайте мне настоящую, подлинно большевистскую партию, я в нынешней состоять не хочу.
Увы, для таких людей в обществе не припасены ни другие лидеры, ни другие партии. Если число таких товарищей и не растёт, то шуму от них бывает очень много. К счастью, он быстро затихает…
Коммунистическая убеждённость — главное качество коммуниста. Недавно в «Родине» была опубликована моя статья, посвящённая памяти В.М. Молотова. Оказывается, именно коммунистическая убеждённость, т.е. вера в коммунизм, была главным качеством его личности, в ней он не усомнился никогда.
Усомниться — значит обессилеть. Утрата веры в коммунизм стала главной духовной причиной поражения социализма в СССР. Я имею в виду именно веру в коммунизм, но не в победу коммунизма.
Мы, коммунисты, часто бравировали фразой о том, что победа неизбежна. Но ведь борьба между капитализмом и народившимся социализмом как первой фазой коммунизма — решение вопроса «кто кого» — именно вопрос борьбы, исход которой решится в исторической перспективе. Коммунизм должен победить как более прогрессивный строй по теории, но гарантий такой победы никто не даст хотя бы потому, что умирающий капитализм может потянуть за собой в могилу всё человечество.
Коммунистическая убеждённость — в правде коммунизма, в необходимости настойчивой борьбы за него, но не в его победе. Будем плохо бороться — проиграем, потому что история открыта для самых разных сценариев.
Какова роль коммунистической убеждённости в жизни человека?
Во-первых, она нацеливает не на ожидание, созерцание происходящего, а на активную борьбу за коммунистические идеалы. Убеждённость — действия, а не слова.
Во-вторых, она вооружает целостным мировоззрением, ясным представлением о мире человека и человечества, о месте и задачах человека в нём. И он в итоге становится преобразователем самого себя и общества, творцом истории.
В-третьих, коммунистическая убеждённость придаёт человеку смысл его бытия, чего никогда не может дать капитализм, для которого из века в век люди вращаются вокруг барыша. В этой дурной бесконечности человек подобен мультфильмовской лошадке Марусе, которая в цирке умела лишь бегать по кругу.
В-четвёртых, человек коммунистической убеждённости становится самодостаточной личностью, которая мало зависит от внешних факторов бытия: при чём тут действия лидеров, товарищей по партии, если я коммунист?
Пусть хоть все предадут, изменят, разбегутся и т.д., но я-то здесь при чём? Я — функция своих убеждений, а не складывающихся обстоятельств.
Убеждения — великая сила. Человек без убеждений — товар для купли и продажи. Убеждения — то, чему люди верны до конца даже в условиях страданий.
Но ведь они могут быть ошибочными, ложными. Как отличить ложное убеждение от истинного? По скорости перехода от одних убеждений к другим. Быстрая смена убеждений свидетельствует о том, что у человека их нет вообще.
В конце прошлого века мы стали свидетелями отказа миллионов от коммунистических убеждений и перехода к убеждениям буржуазным, причём в короткие сроки и на уровне реакции: «Так вот оно что, оказывается!».
Но здесь имели место не убеждения, а представления — примерные, неполные как о коммунизме, так и о капитализме. И всё же те коммунисты, которые обладали коммунистической убеждённостью, никуда не побежали, партийные билеты не бросили и остались в рядах КПРФ. Они и сегодня составляют её самое здоровое ядро.
Было немало и таких товарищей, которые предпочли самоубийство смене убеждений. Убеждения — необычайно важный и сложный мотив, с ними шутить нельзя. Как сформировать коммунистические убеждения?
В.И. Ленин подчёркивал, что большинство людей свои убеждения выносят из жизни. Слово «выносят» здесь ключевое. Убеждения — не вещи и не деньги, которые можно взять из одного кармана и переложить в другой, и не знания, которые можно от одной головы передать другой.
Это качественно новое духовное образование, путь к которому лежит через саморазмышление, без него нет убеждений. Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
Конечно, убеждением можно и заразиться, последовать примеру других. Это наиболее простой путь, но не самый надёжный и прочный.
К тому же, ныне редко мы слышим людей, способных зажечь массы жаром своих коммунистических убеждений.
Кто в нашей партии сегодня обладает таким даром? Приходится с огорчением признать, что таких людей единицы, и ими не всегда являются коммунисты.
В качестве примера назову израильского политика, разведчика и учёного Якова Кедми. Вступая в полемику с ним, даже такие ярые антикоммунисты, как Жириновский, теряются с возражениями.
И ведь чем побеждает Кедми? Убийственной правдой и умением эту правду преподносить.
Только мысли, облечённые в жгучие слова, могут разжечь искорку, которая тлеет в сердце. Тихий ручеёк доводов может течь через мозг и не оставить никакого следа.
Пусть доводы обрушатся подобно водопаду — и тогда они сметут все препятствия. Это и характерно для Кедми.
Но как подтолкнуть человека к размышлениям? Что могут сделать коммунисты? Ответ: нужно политическое образование. Задача партии заключается в том, чтобы придать формированию коммунистических убеждений системный целенаправленный и плановый характер.
Коммунистическим убеждениям должны предшествовать различные обществоведческие знания, и в первую очередь знания о капитализме. Коммунист начинается с понимания учения о капитализме.
«Капитал» Маркса — анатомия буржуазного общественного устройства. Начиная с анализа товара и товарного обмена, Маркс завершает свой труд выводами о неизбежности гибели капитализма и его замены новым общественным строем — социализмом. Но самую яркую и образную оценку капитализму дал В.И. Ленин, который писал: «… капиталистическое общество было и всегда является ужасом без конца» (т. 30, с. 154).
Ныне олицетворением этого ужаса является Африка. Как можно защищать капитализм, быть его сторонником, зная, что миллионы людей в начале XXI века живут в условиях, которые и скотскими-то не назовёшь, потому что они значительно хуже. А ведь Африка — громадная часть всей экосистемы нашей планеты. И какое счастье, что в Китае утвердился социализм, так как и он, скорее всего, оставался бы на уровне развития Африки.
Сегодня у России появился ужасный «враг» — по словам В. Путина, бедность. Дескать, нужно бороться с этим врагом. И это говорится вполне серьёзно.
Но ведь бороться с бедностью означает бороться с капитализмом! Не бедность — враг, а порождающий её капитализм. Ни одна буржуазная страна бедность не победила. А в условиях СССР с бедностью никто не боролся, задача ставилась иная — повышение благосостояния советского народа.
Характеризуя капитализм столетней давности, В.И. Ленин писал: «Куда ни кинь — на каждом шагу встречаешь задачи, которые человечество вполне и в состоянии решить немедленно.
Мешает капитализм. Он накопил груды богатства и сделал людей рабами этого богатства. Он разрешил сложнейшие вопросы техники — и застопорил проведение в жизнь технологических улучшений из-за нищеты и темноты миллионов населения, из-за тупой скаредности горстки миллионеров.
Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниёт заживо и не даёт жить тому, что молодо» (т. 24, с. 17). Разве сейчас лучше стало?
И самое опасное — эскалация миром капитала угрозы новой мировой войны, которая может стать гибельной для всего человечества.
Давно нет СССР, Россия превратилась в буржуазное государство. Почему у Советского Союза с той же Америкой были вполне рабочие отношения, а ныне между буржуазными Америкой и Россией отношения на грани полного разрыва? Ответ простой: не могут буржуа жить в мире и не воевать. Даже друг против друга.
Буржуазный мир — змея, кусающая собственный хвост.
Худшие враги человечества — образованные люди, интеллектуалы, защищающие буржуазное устройство, прежде всего те, кто вернул Россию на рельсы капиталистического развития. История им этой подлости не простит.
Мы, коммунисты, не имеем права защищать систему по нравственной сущности звериную. Но сколько ещё бед предстоит пережить нашим народам! Нужны собственные размышления людей над чудовищной сутью капитализма. Капитализм особенно плох, если его сравнивать с социализмом, который является первой фазой коммунизма.
Приведу некоторые примеры такого сравнения. При капитализме главное — деньги, при социализме — человек. Капитализм — конкуренция, социализм — сотрудничество.
Капитализм — потребление, социализм — созидание. Сравнительно недавно бывший министр образования Фурсенко доказывал, что главная задача системы образования состоит в формировании квалифицированного потребителя.
Капитализм — благосостояние немногих, социализм — благосостояние большинства людей. При этом не следует забывать, что при капитализме благосостояние немногих достигается путём разорения большинства.
Откуда у олигархов миллиарды? Заработали? Нет, они их отобрали у людей труда. Социализм в духовном плане основан на вере во всё лучшее в человеке, капитализм — на вере в его жадность.
Социализм — заказ на созидателей, капитализм — на грабителей. Чтобы любить социализм, надо иметь душу. Чтобы любить капитализм, нужно иметь капиталы… нерастраченные.
Жизнь при капитализме — личное дело человека, жизнь при социализме — общественная миссия. Вот и пусть поразмышляют те, кому это не понятно.
«Капитализм — соответствие человека своей звериной природе, социализм — соответствие самому себе, вызов себе, стремление возвысить себя, возвращение к самому себе как человеку общественному, то есть человечному», писал К. Маркс.
Капитализм — господство частной собственности, социализм — общественной; капитализм — господство одного человека над другим, социализм — товарищество; капитализм — рынок, социализм — план; капитализм — стихия, социализм — наука; капитализм — барыш любой ценой, социализм — научное прогнозирование и предвидение; капитализм — война всех против всех, социализм — дружба, интернационализм, стабильность, уверенность в завтрашнем дне.
При капитализме в силу господства частной собственности формируется безнравственный псевдокласс богатых и сверхбогатых людей, генерирующий войны; социализм — власть трудящихся, принципиальных противников войны. Для богатых война — бизнес, для трудящихся — погибель.
Самый «сильный» аргумент наших оппонентов против коммунизма — он утопия. Самое сильное возражение — Советский Союз есть прообраз будущего мирового общественного устройства.
Человечество в лице буржуа и вскормленной им интеллигенции струсило перед идеей коммунизма и бросилось затаптывать эту идею, подобно тому, как иные звери инстинктивно затаптывают возникший в лесу огонь.
Не нужно трусить. Нужен прогресс, т.е. движение от невозможного к возможному. Итак, путь к коммунистическим убеждениям — накопление знаний и размышления. Когда мозги работают, их трудно промыть.
Итак, путь к коммунистическим убеждениям — накопление знаний и размышления. Когда мозги работают, их трудно промыть. Коммунизм — не утопия, а идеал общественного развития.
Люди начали мечтать о нём с появлением извилин, и эту мечту не истребить никому и никогда. Мир без идеи коммунизма — конец истории, тупик, отказ от будущего, это не горение, а гниение.
По Марксу, коммунизм — движение, уничтожающее нынешнее состояние. Отказ от идеи коммунизма — отказ от движения, стагнация, общественная смерть.
Предоставленный самому себе капитализм окончательно сойдёт с ума, сам погибнет и погубит человечество.
Кинорежиссер В. Бортко писал: «Если ты любишь свою страну и свой народ, нужно признать: правы коммунисты. Так я и поступил. Поэтому и вернулся в партию после долгих и серьёзных размышлений. Впереди у нас победа!»
Как просто: правы коммунисты, а не капиталисты.
Но это трудно донести до сознания миллионов: если ты не стоишь на стороне коммунистов, значит, выступаешь за капиталистов.
Вот и всё.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» 25 ноября 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.