4 ноября в России отметили День народного единства. Праздник был введён в 2005 году. Как следовало из официальных пояснений, в этот день в 1612 году народное ополчение, собранное Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, освободило Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец сплочённости всего народа. Современный повод ясен: правительство хочет, чтобы народ сплотился. Мы согласны. Только нет понимания, что считать скрепами. Может, поэтому до сих пор День единства не стал по-настоящему объединяющим праздником.
Не все россияне поняли и приняли его. С самого начала высказывались мнения, что выбранная дата призвана главным образом оттенить празднование годовщины Октябрьской революции 1917 года. И сегодня не все жители страны знают, что именно отмечается 4 ноября.
Ещё больше неразберихи внесла речь В. Путина при посещении в Севастополе мемориала — символа единения сторон в Гражданской войне — с надписью на пьедестале: «Мы единый народ, и Россия у нас одна». В начале своей речи Путин произнёс: «День народного единства прямо связан с одним из драматических, судьбоносных периодов в истории нашей страны: в начале XVII века она стояла на грани утраты своего суверенитета, могла навсегда исчезнуть с карты Европы и мира. Но народ России не допустил этого и, объединившись в рядах ополчения Минина и Пожарского, отстоял родную землю, избавился от интервентов, захватчиков и предателей, восстановил сильную власть, положил конец междоусобным склокам, взял на себя ответственность за спасение страны и открыл дорогу для возрождения и укрепления России».
В конце выступления вдруг называет совершенно другое событие, послужившее единению народа: «В 1920 году недалеко отсюда отправлялись пароходы, увозившие тех, кто покидал Родину, уходил в эмиграцию. Безусловно, большинство из них были патриотами России и искренне любили её так же, как и те, кто оставался, чтобы строить новую страну и, как они думали, лучшую жизнь. Крымская земля, политая кровью русских солдат, хранит память и боль тех событий и будет вечным символом не только трагедии братоубийственного конфликта, но и, что особенно важно, последующего примирения, торжества исторической правды и справедливости. Мемориальный комплекс в Севастополе служит знаком того, что Россия помнит и любит всех преданных ей сыновей и дочерей, с какой бы стороны баррикад они когда-то ни находились, что наша страна вновь обрела историческое единство».
Так когда произошло единение, по словам Путина — в XVII веке или в XXI? Речь президента резанула по сознанию граждан страны, особенно людей старшего поколения. Он снова избегал слов «большевики, советские люди».
Но те, о которых Путин вскользь сказал «как они думали», успешно воплотили в жизнь свои задумки и планы. Страну из разрухи возродили, с безграмотностью покончили, индустриальную революцию провели. И в войне победили гитлеровцев, перед которыми встала на колени Европа, страну за пять лет восстановили, в космос первыми полетели.
Особенно важными Путин назвал «последующее примирение, торжество исторической правды и справедливости». О каком примирении он вёл речь? Когда, где, между кем состоялось примирение?
Какое торжество исторической правды и справедливости имел в виду? Если об установке памятника атаману, генералу Краснову в Ростовской области, призвавшему на помощь Гитлеру бога и казаков, то он со своими соотечественниками не примирился, как и с ним не примирились. Сам факт установки памятника — глумление над исторической правдой и справедливостью.
Если о памятниках разным историческим личностям — Деникину, Колчаку, Солженицыну, — в открытии которых участвовал Путин, то у него и огромного числа граждан государства, которое он возглавляет, разное, порой диаметрально противоположное отношение к этим господам.
И что означает путинское утверждение, что победителей не было? Это враньё, которое теперь вбивают в головы молодым гражданам России. Были победители — большевики и те, кто к ним примкнул. И нынешние «красные» никогда не примирятся с теми, кто видит путь развития страны вразрез с народным взглядом.
Враньё — визитная карточка нынешней власти. Неправда рождается тогда, когда выдумка притягивается к реальности за уши. Так получилось и с 4 ноября.
Обман в том, что именно 4 ноября в 1612 году не происходило ничего. Боевые действия, изгнание шляхтичей из Кремля — все эти события, конечно, были, но к 4 ноября не относятся.
Был день иконы Казанской божьей матери — сугубо церковный праздник. Дела давно минувших дней, свою историю, надо признать, мы знаем плохо. Но вот историки покопались и выяснили: всё закрутилось в Смутное время, когда странной смертью умер царевич Дмитрий. На трон стали претендовать разные Лжедмитрии, отсутствовала сильная власть, ополчение разбежалось, так как казна опустела, не было единства, и каждый тянул одеяло на себя. В этой смуте шляхтичи захватили Русь.
Но были купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Минин с остатками войска срочно переехал на малую родину в Нижний Новгород, где сумел стабилизировать экономику: ввёл налоги и обязательные сборы. И нижегородцы обязаны были отдавать в казну треть своего имущества. Тех, кто отказывался, лишали всего.
Сам Минин отдал в общий котёл всё, снял серебряные оклады с личных икон, даже изъял украшения у жены. Пожарский пошёл на крайние меры. Он взял под арест жён, матерей и дочерей тех купцов, которые сделали вид, что у них нет денег. И тут богачи проявили полное «единство» и деньги на оружие собрали.
В итоге была собрана боеспособная армия. Даты ХVII века многие неправильно высчитывают. Если в ХХ веке надо прибавлять 13 дней, то в XIX — 12, в XVIII — 11, а в XVII — 10. По правильному летоисчислению войска Пожарского 1 ноября ворвались в Москву, заняв Китай-город. Сам Кремль был оккупирован врагами.
5 ноября по новому стилю с поляками подписали договор о капитуляции, а 6 ноября иноземцы покинули Кремль.
Где в этих датах 4 ноября? Её нет.
Ошибку допустили церковнослужители. Они живут по Юлианскому календарю, а не по Григорианскому. В итоге церковники запутались в трёх календарях, ошиблись на три дня, прибавили не 10, а 13, и получилось 4 ноября.
Можно было бы не придираться к числам. В конце концов события происходили в пределах нескольких дней. Но вот с чем объективная история не может согласиться, так это с объединением.
Не было никакого «единения», были грамотная стратегия и политика: Земский Собор, армия, налоговая система. Никто из поволжских князей (татары, мордва, черемисы и т.д.) к ополчению не присоединились.
Все ждали, кто победит, наблюдали. Служивые люди биться за Москву тоже не горели желанием. Какое тут единение?
Едиными были только ополченцы. Народ, вооружённый купцами, спас Москву — вот правда! А это, согласитесь, не единство власти и масс. Так же, как и сейчас, нет такого единства. И, как утверждают политологи, ещё долго не будет.
Вот как характеризует современное состояние общества политолог Аббас Галлямов: «Впереди у нас мощный конфликт между государством и обществом, потому что перекос в пользу первого в ущерб второму столь велик, что без серьёзной политической встряски его уже не исправить. А ещё страну ждёт столкновение между центром и глубинкой, ведь и здесь дисбаланс достиг невероятных размеров. А ещё — война между всё более богатеющими богатыми и беднеющими бедными; между государством и бизнесом, между правоохранителями и гражданскими, между властью исполнительной и законодателями, между консерваторами и либералами…».
Что же в действительности объединит всех граждан в России? На фоне всех экономических, политических и общественных событий можно найти только один ответ: российской народ объединяют нищета и ненависть к действующей власти.
Одни имеют элитную недвижимость, высококачественные медицину и образование для своих детей в любой стране мира. Они ни в чём себе не отказывают, тратят деньги, не считая их.
Другие горбатятся на пяти работах всю жизнь, чтобы погасить ипотеку, лишены элементарной медицинской помощи в полуразрушенных поликлиниках и не могут предоставить своим детям возможность поступить на коммерческой основе в высшее учебное заведение.
Как говорится, сытый голодному не товарищ.
Невозможно никакое единство между жирующей элитой и вымирающим простым народом. Россия является одной из стран с самым высоким классовым неравенством, где доходы и зарплаты всей элиты растут, а простой народ голодает.
Так какой же праздник мы отмечали 4 ноября? Кто-нибудь может точно сказать?
Лидия СЕРГЕЕВА.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» 18 ноября 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.