Президент Российской Федерации В. В. 21 октября 2021 года выступил на XVIII ежегодном заседании Валдайского клуба на тему: «Глобальная встряска — XXI: человек, ценности, государство». Оно активно обсуждается в отечественных и международных СМИ на различных интеллектуальных площадках. Российские авторы преимущественно в восторге от услышанного, зарубежные авторы преимущественно размышляют и критикуют Путина.
Лично я недоумеваю и глубоко обижен услышанным.
О недоумении. XXI веку всего-то от роду — 21 год. Какая же глобальная встряска произошла за это время? Вроде бы не было ни мировой войны, ни мировой революции. В чём же тогда состоит эта встряска? Похоже, что имеется в виду только Ковид .
Далее пройдёмся по названию форума. Слово «человек» использовано в выступлении Путина 10 раз. Поставлен главный вопрос: что есть сам человек, в чём смысл его существования? Так что же такое «человек»? Ответа в выступлении нет. В чём смысл его существования? Ответ тоже нет…
Слово «ценности» использовано 11 раз. Главной ценностью названа человеческая жизнь, подвергнут критике ценностный диктат Запада и не преходящей ценностью была названа ООН. Вроде бы все правильно, хотя называть ООН именно ценностью – это что-то новое. Но если наш главный враг – это бедность, то почему бы ООН и стал ценностью?
Слово «государство» использовано 4 раза, и однажды сделан очень важный вывод, что «структурообразующей единицей мирового устройства является только государство». В борьбе с пандемией именно государство доказало свою эффективность, а вовсе не международные организации, включая и такую ценность, как ООН. И в то же время, отвечая на вопросы, Путин поддержал идею свёртывания функций государства в решении вопросов внутренней жизни страны. Почему?
Но вернёмся к идее глобальной встряски. Во-первых, её не было, как уже было сказано выше – Ковид лишь щекотка, но для одряхлевшего капитализма и он превращается в испытание, и, во-вторых, мир совсем не стал другим, как это следует из выступления В. Путина. Разве капитализм отказался от частной собственности, конкуренции и эгоизма, от агрессии и войны? Напротив, ленинская характеристика капитализма переросшего в стадию империализма, вовсе не устарела. Конечно, появились какие-то наднациональные глобальные структуры, но это всё тот же буржуазный мир. И потому идея, что ныне мир стал совсем иным – ложная и направлена она на обнуление коммунистического движения. В программе В. Соловьёва уже договорились, что капитализма как такового уже давно нет. Не нужно нам, коммунистам, поддаваться на эту хитрость.
Наконец, не может не вызвать недоумение вывод В. Путина, что «существующая модель капитализма – а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран – исчерпала себя, в её рамках нет больше выхода из клубка всё более запутанных противоречий». Гениально! Между прочим, Маркс и Энгельс сделали этот вывод ещё в средине XVIII, что капитализм исчерпал свои прогрессивные возможности. И хитро сказано – модель устарела! У капитализма не может быть иной модели, не меняющей его сути. Капитализм создаёт предпосылки для «модели» имя которой – социализм. Но сказать это слово А. Путин не может. А вот наговорить уйму всяких обвинений в адрес советского социализма – это пожалуйста.
Это-то и обидно. Нельзя сказать, что всё выступление Путина – это антикоммунистический манифест, тем не менее, президент в полной мере подтвердил, что за его красивыми словами кроется антикоммунист, ни в чём не уступающий тому же Жириновскому.
Во-первых, все беды современно общества он свёл к последствиям революций, в том числе и революции Октября 1917 года. Это ложь. Все они порождены капитализмом, а вовсе не революциями. Путин, отталкиваясь от потрясений 1917 и 1991 годов, говорит: «Эти примеры нашей истории позволяют нам утверждать: революция — путь не выхода из кризиса, а путь на усугубление этого кризиса. Ни одна революция не стоила того урона, который она нанесла человеческому потенциалу». Так говорить неграмотно. Именно кризис – первопричина революций, а не революция – первопричина кризиса. Именно войны ведут к революциям. И именно войны нанесли человечеству чудовищный урон, не сравнимый с революционными потрясениями. Пересчитайте число войн и число революций в мире!
Наконец, именно революции являются локомотивами истории, и именно через них осуществляется реальный прогресс в интересах человека.
Во-вторых, все изъяны современного буржуазного мира Путин непременно преподносить через призму негативного опыта большевиков. Складывается впечатление, что капиталисты этот опыт просто повторяют «у себя дома». Нельзя же так. Приведём примеры из выступления Путина:
- Он говорит: «В совершенную фантасмагорию превратилась в ряде западных стран дискуссия о правах мужчин и женщин. Смотрите, дойдёте там до того, как большевики предлагали, не только кур обобществлять, но и женщин обобществлять». Но ничего подобного большевики не предлагали, нельзя же их путать с Платоном и утопистами.
- Он говорит: «… большевики проявляли абсолютную нетерпимость к любым другим мнениям». К каким это «другим»? К антикоммунистическим? это верно, но не «ко всем другим». СССР, кстати, был окружён поясом дружественных стран, большевики ладили даже с Америкой, а нынешняя России так «умеет ладить» со всеми другими мнениями, что растеряла всех советских друзей, а Украина превратилась в самого настырного врага.
- Он говорит, что в 1920- годах была предпринята попытка создать новояз с целью «перестроить весь ценностный ряд». «И… такого наворотили, что до сих пор икается подчас». Жаль президента, но что же и кто же ему икается из советского ценностного ряда, может быть, патриоты-родители?
- Он говорит: «Цена непродуманного социального естествоиспытательства иногда просто не поддаётся оценке, оно разрушает не только материальные, но и духовные основы существования человека, оставляет за собой нравственные руины, на месте которых долго невозможно вообще ничего построить».
До навороченного словца «естествоиспытательство» даже новоязовцы не додумались, но как же это можно комментировать, не испытывая возмущения? Оказывается, всё совершалось непродуманно. Неправда, коммунисты все практические проблемы прорабатывали прежде всего теоретически, в том числе был и ленинский план построения социализма, были и программы КПСС – целых три. А вот вы, господа, без всякого плана решаете вопрос перехода от социализма к капитализму. Есть у вас какой-то план на этот счёт? Даже названия общества, которое собрались отстраивать, вы не придумали: название «капитализм» вам не нравится, от слова «социализм» вам дурно становится, но это же интеллектуальный тупик!
Далее Путин говорит, что социализм разрушил материальные и духовные основы существования человека и оставил после себя руины.
Конечно, вторая держава мира – это руины, космос – это руины.
И с фашизмом мы воевали, опираясь на духовные руины…
И советский человек произошёл в результате разрушения духовных основ общества. Хотя сам же Путин говорил, что в советском человеке плохо лишь одно – идеологизация, значит, остальное всё хорошо? Хотя, что плохого в идеологизации, если идеология возвышенная, а не меркантильная?
И опять же Путин говорит, что на руинах социализма долгое время ничего построить нельзя. Но не благодаря ли этим «руинам» Россия всё-таки сохранился как государство с претензиями на сверх державу?
Большевики поднимали страну из руин – это и школьники знают, а создавать руины не строить, а городить, это по части ельцинистов и их последователей.
В-третьих, говоря об обидном, в высшей мере антикоммунистическом содержании речи В. Путина отметим, казалось бы, его явный вклад в теорию общественного развития. Речь идёт об идее консерватизма, идее не новой, но всё же обновлённой президентом. Путин декларирует консерватизм: а) разумный, б) здоровый и в) оптимистичный.
Ну, так пусть возьмёт для оптимизма хоть что-то из советского опыта! Ничего Путин оттуда брать не хочет – нечего, как следует из его же слов. Но какой же тогда быть с консерватизм? Консерватизм – это преемственность лучшего. Видимо, только к царю и придётся обращаться.
Увы, не царское это дело — теорией заниматься. Думаю, что критикой советского прошлого Путин хотел понравится Западу, кому же ещё? Это сигнал: я – ваш. Не случайно же Песков так старательно подчёркивал, что это выступление Путина не должно повредить нашим отношениям с зарубежными партнёрами.
Н. Бондаренко.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» 3 ноября 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.