В России грядёт очередная реформа ЖКХ. Её стратегию должны утвердить в начале 2022 г. Говорят, что устаревшее коммунальное хозяйство будут модернизировать. Дело хорошее. Но за чей счёт и чем реформа грозит простым гражданам?
В сентябре вице-премьер РФ Марат Хуснуллин безапелляционно заявил о том, что российской системе ЖКХ требуется срочная госпитализация, то есть нужны кардинальные преобразования.
Когда в России говорят об очередной реформе, ничего хорошего это не предвещает. Понятно, что нас ожидает ещё одна трансформация всего жилищно-коммунального хозяйства. Главной задачей реформы, по словам Хуснуллина, будет перестройка экономики отрасли, так как чиновников очень тревожит финансовое состояние организаций ЖКХ.
«К сожалению, сбор денег во многих регионах не стопроцентный, плюс не исполняются полностью инвестиционные программы. То есть в тариф деньги на ремонт поставщики ресурсов закладывают, а из-за того, что деньги собрать не могут, объекты вовремя не ремонтируют», – заявил вице-премьер.
Опять двадцать пять: денег нет – ремонта не ждите, нет ремонта – всё вокруг изнашивается и начинает разрушаться. Износ коммунальных линий тормозит строительство — к таким сетям невозможно подключать новые здания.
А виноваты мы — нерадивые жильцы многоэтажек, которые мало платят управляющим компаниям. Хотя даже пенсионеры последнюю копейку отдадут за коммуналку. Но куда деваются эти деньги, никто не знает. Утекают, как вода из проржавевших труб.
В общем, песенка известная, которую поют уже лет двадцать и всё надеются на выносливость коммуникаций советских времён.
Да, тогда строили на века и деньги не экономили, но и век уже другой, и всему есть срок годности. Чтобы модернизировать коммунальное хозяйство всей страны, тут большие деньги потребуются.
Значит, срочно нужно искать финансы. И они нашлись! Буквально через 7–8 дней после заявления чиновника. Как вы думаете, где? Конечно, в карманах потребителей коммунальных ресурсов, то есть в результате повышения тарифов.
Устанавливать тарифы на ЖКУ в РФ планируют, отталкиваясь от реализации планов по ремонту и модернизации всей структуры коммунального хозяйства.
Речь идёт о доведении тарифных планов до экономически обоснованных цифр, т.е. их рост может превышать инфляцию при модернизации инфраструктуры ЖКХ. Сейчас тарифы для населения регулирует государство, для каждого региона установлены индивидуальные показатели, которые запрещено превышать.
Средний рост тарифов по стране должен быть на уровне инфляции, в последние годы он не превышал отметки в 4%. Но есть несколько регионов, где устанавливают тарифы в размере 60% от экономически обоснованных.
Что значит экономически обоснованных? Простыми словами, это тарифные планы, при которых компании, работающие в сфере ЖКХ, должны работать без убытков и не получать дотации от государства. У нас у многих компаний ЖКХ тарифы ниже себестоимости. К ним относятся водоканалы и очистные конструкции. Они убыточны и потому не имеют возможности модернизироваться.
Исправить это положение поможет население. Ведь на его плечи уже взвалили капитальный ремонт жилых домов. Раз выдерживает, можно и дальше его обдирать, что наше правительство освоило в совершенстве и оперативно выполняет.
Рост коммунальных тарифов неизбежен. Конечно, уже есть предполагаемые компенсации удорожания для социально незащищённых слоёв населения. Но остальным, судя по всему, придётся отдавать за квартиру, воду и тепло гораздо больше того, что они отдают сейчас.
Эксперты прогнозируют: «Рост тарифных планов неизбежно приведёт к тому, что показатель собираемости платежей с физических лиц существенно снизится несмотря на введение разнообразных субсидий и даже потенциального расширения списка их получателей, в итоге в ЖКХ вновь вернутся коллекторы, которые начнут активно выбивать из людей долги».
Вот только принесёт ли это больше денег самой отрасли? Правительство этот вопрос не озадачивает, ведь оно может работать только в одном направлении — повышать налоги, тарифы, сборы, платежи. Важен ещё один момент. Новая реформа задумана ради «модернизации» инфраструктуры ЖКХ.
Но ведь вложения в модернизацию уже заложены в текущие тарифы. Что, этого не хватает? И почему за народный счёт свою инфраструктуру должны модернизировать коммерческие организации, коими являются коммунальные предприятия?
Сети ЖКХ — это их активы. Пусть они берут кредиты у банков, за счёт своих доходов оплачивают проценты и ремонтируют, меняют им же принадлежащие коммуникации. Пусть они это делают экономно, снижают потерю энергоресурсов, увеличивают их энергоэффективность. И всё это в рамках получаемой прибыли.
Но это всё очень трудно, долго и хлопотно.
Ведь увеличить тарифы намного проще. А после этого уже можно будет и прикрыть реформу, чего уж там…
Не в первый раз.
Л.А. АНАТОЛЬЕВА.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» 21 октября 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.