Начало в №40 (1400) от 14 октября 2021 года.
В предыдущем номере рассказывалось, как в России расширялся теневой рынок наркотиков, поступающих с Запада через порты Санкт-Петербурга, как силами спецслужб этот трафик был перекрыт. Но наркобизнес дракон со множеством голов: отрубаешь одну — вырастает другая. Приобретать оптовые партии с доставкой на крупнейших западных площадках Alphabay и Hansa стало слишком рискованно. Но именно там отоваривались все крупные российские наркодилеры. Более того, россияне были основными клиентами и источниками прибыли этих площадок.
История Alphabay и Hansa
Alphabay запустилась в 2014 году, но рост площадки начался только через год, когда закрылся её более популярный конкурент Evolution, чьи администраторы похитили средства с внутренних кошельков клиентов и скрылись. Это помогло привлечь 18 тысяч клиентов.
В том же году закрылась ещё одна крупная площадка — Agora. Закрытие конкурентов позволило Alphabay нарастить аудиторию до 200 тысяч пользователей.
В 2017 году администрация Alphabay столкнулась с критической уязвимостью — с её помощью были раскрыты данные клиентов. Неизвестные получили доступ к переписке 218 тысяч пользователей Интернета, но тогда площадка сумела откупиться. 5 июля 2017 года среди пользователей Alphabay и Hansa началась паника: площадки неожиданно ушли в офлайн. Спустя сутки выяснилось, что неизвестные вывели почти полторы тысячи биткоинов — около 3,7 миллиона долларов.
Через несколько недель Европол заявил о закрытии Alphabay и Hansa, на которых было доступно более 350 тысяч нелегальных товаров — от наркотиков до оружия. Alphabay объединяла до полумиллиона покупателей и 40 тысяч продавцов. Её администратор гражданин Канады Александр Каз был арестован в Таиланде при участии спецслужб трёх стран. У него конфисковали три дома и четыре спорткара. Общая стоимость имущества составила 11 миллионов долларов. Через пару дней он был найден мёртвым в своей камере.
Многие наркотики попадали в Питер именно благодаря даркнету, рассказывает источник, близкий к контрабанде психоактивных веществ. Большинство из них покупалось именно на Alphabay и Hansa. Источник предполагает, что создателя AlphaBay убили в тайской тюрьме, чтобы он после возможной экстрадиции в США не выдал крупнейших поставщиков и производителей наркотиков. Такие опасения объяснимы, ведь западные спецслужбы приняли непосредственное участие в закрытии Alphabay и Hansa.
20 июня 2017 года Hansa полностью перешла под наблюдение Европола. Некоторых сисадминов (администратор по безопасности) Hansa подменили оперативниками — это было нетрудно, ведь работники площадки не знали друг друга в лицо. Началась серьёзная разработка: спецслужбы определили геолокацию продавцов и покупателей, а затем нанесли удар.
После того как накрыли Alphabay, большинство покупателей перешли на Hansa. Но оперативники разрабатывали и эту площадку и вскоре получили информацию о 420 тысячах пользователей и 10 тысячах их домашних адресов. Однако из-за неожиданной утечки информации ведущие продавцы ушли в тень и полностью поменяли систему хранения наркотиков.
Параллельно возникла другая проблема: появились агенты, которые стали решать вопросы между продавцами (которые приняли заказ) и покупателями, чьи деньги оказались замороженными. Агенты были хорошо информированы и помогали покупателям если не вернуть свои деньги, то как минимум скрыться от правосудия.
Источник, имеющий отношение к взаимодействию российских силовиков с Интерполом и Европолом: «Закрытие этих площадок заставило российских наркоторговцев отказаться от импорта запрещённых веществ и переориентироваться на внутреннее производство. Исключением стал кокаин. Кока выращивается исключительно в Южной Америке, имеет стабильный спрос среди обеспеченных элит, поэтому крупные поставщики могут позволить себе более высокий риск».
Кокаин не пострадал, поскольку это монопольный наркотик. Его транзитные поставки необходимы для дальнейшего распространения в Европе. Питер — лишь одна из точек входа в Европу. Ещё есть Гамбург, Роттердам, Антверпен, шведский Гетеборг, финская Котка, испанский Альхесирас.
Транзит не должен прекращаться, чтобы не допустить перебоев с поставками и роста цен на мировом рынке. Поэтому поставки кокаина почти не пострадали, как и его процент, оседающий в России.
Бывший сотрудник правоохранительных органов: «В отличие от кокаина остальные наркотические вещества оказалось проще и дешевле выращивать (в случае с марихуаной) или производить на месте из специальных химикатов — прекурсоров».
Так крах каналов морских перевозок положил начало новой схеме наркоторговли в России. Крупные дилеры перестали быть перекупщиками и превратились в производителей или заказчиков, для которых подряд по производству веществ выполняли люди на территории России.
Шёл 2016 год. Последний год в истории ФСКН — ведомства, которое неоднократно обвиняли в контроле наркооборота вместо борьбы с ним. Устоявшиеся схемы крышевания позволяли оптовым наркоторговцам чувствовать себя относительно вольготно.
После того как исчезли и привычная крыша, и привычные каналы поставок, стало очевидно, что жить теперь придётся по-другому.
Самолётом, поездом, автомобилем!
Оставшись без морских портов, оптовики сперва попытались организовать альтернативные поставки из Европы через страны Балтии автомобилями и пешими курьерами. Источник, знакомый с маршрутами контрабандных поставок наркотиков, рассказывает, что основные объёмы марихуаны, гашиша, амфетамина и экстази попадали в Россию из Латвии по трассе M9 «Балтия», а также через Эстонию и Финляндию — ещё с начала 90-х у наркоперевозчиков был популярен маршрут через Выборгскую таможню и паром Хельсинки — Санкт-Петербург.
Марихуану и гашиш заваривали в бензобаки, чтобы замаскировать запах. Герметично упакованные пакеты прятали под днищами и зашивали в задние сиденья автомобилей. Но объёмы разовой перевозки на машине не превышали 200 кг, а риски были значительными, и они множились с каждой ходкой: примелькавшиеся автомобили, нервы, постоянная необходимость искать и привлекать новые человеческие ресурсы.
Наркотрафик по суше продолжается и сейчас. В прессе регулярно всплывают истории о тайниках в задней стенке салонов автомобилей, рефрижераторах с морепродуктами и фурах с двойным дном, в которых незадачливые наркодилеры из Беларуси и Прибалтики пытаются ввезти в Россию гашиш.
Партии бывают разными — от 80 килограммов до 1,5 тонны, часть из них не проезжает дальше пунктов пограничного контроля.
Некоторые факты:
— в 2019 году латвийская собака на таможне не смогла остаться равнодушной к тайнику с 80 кг гашиша в задней стенке салона, который обустроил там 42-летний россиянин;
— в рефрижераторе с морепродуктами оказались другие «лакомства», а российские пограничники отпраздновали улов — 300 килограммов гашиша;
— двое литовцев и белорус собирались ввезти в Россию в двойном дне фуры с минералкой 1,5 тонны марокканского гашиша, но благодаря спецоперации литовской полиции им придётся пару лет охлаждаться в местах не столь отдалённых;
— 100 кг гашиша не удалось провезти в Россию литовскому автолюбителю без выдумки, он спрятал их за передней колёсной аркой и под полом автомобиля.
Такие новости создают видимость масштабной борьбы, которой на самом деле нет: одна морская поставка в десятки раз превышает объёмы автомобильных и в сотни раз пешеходных доставок.
Благодаря отсутствию человеческого фактора — водителей — контейнеры успешнее проходили контроль и не оставляли следа в виде множества людей, которые попадают за решётку и сдают подельников в обмен на смягчение наказания.
Поэтому зарубежные поставки через Прибалтику оказались слишком рискованными и менее прибыльными из-за длинной цепочки посредников. Крупные российские наркоторговцы решили, что выгоднее организовать предприятия полного цикла внутри страны.
(Продолжение следует).
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» 21 октября 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.