Я, житель степного села Бурукшун Ипатовского района, внимательно слежу за статьями о великой актрисе театра МХАТ имени М. Горького Татьяне Дорониной, о том, как нынешняя власть уничтожает русский театральный репертуар Дорониной и её коллектив. Уже нет в Москве театра имени Н.В. Гоголя. Угроза висит над уникальным детищем Николая Губенко «Содружество актёров Таганки». Это далеко не полный перечень творческих коллективов, природа которых насильственно изменяется не в лучшую сторону.
Газета «Правда» в №50 пишет о жгучих проблемах русской советской народной песни. «Советская Россия» отстаивает величайшие достижения советской культуры. Простые люди, не говоря уже о работниках культуры, возмущены, пишут письма Президенту РФ, но реакции никакой!
В советское время Коммунистическая партия, руководство страны заботились о культурном воспитании народа. Тогда был лозунг: «Сравнять город с деревней», и это означало, что сельская жизнь должна быть, как в городе во всех отношениях.
На сцене колхозного Дома культуры проходили смотры художественных коллективов: овощеводческой, полевой, животноводческой бригад и сельпо. К нам в колхоз приезжали профессиональные артисты из городов, вход был бесплатным. Оплачивались расходы из колхозной кассы. А когда заканчивали уборочную страду, приезжие артисты устраивали концерты прямо на полевых станах.
В результате приобщения сельского населения к театру, музыке работа спорилась в руках трудового народа! Разве теперь это увидишь, когда поставлена одна цель — обогащение любыми способами.
Пример — Бурукшун. Население 2,5 тыс. человек, хозяйство называется колхоз «Родина». В 1955 году его возглавил Григорий Филиппович Сергиенко, участник Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, там он потерял правую руку. После излечения в госпитале комиссовался, был направлен учиться в Высшую партийную школу. Затем как 20-тысячника партия направила работать в наш колхоз. Избрали председателем.
Хозяйство находилось в ужасающем состоянии. Начал Сергиенко с восстановления экономики села. Построили кирпичный завод, вместо землянок — добротные дома, покрытые шифером. На территории села геологи обнаружили газ, и председатель первый в крае провёл в дома газ и водопровод.
К тому времени пришла кубанская вода. У нас были два орошаемых участка с поливом площадью 1 118 га. Стали выращивать овощи, картофель, сахарную свёклу, виноградники на площади 100 га, сад 30 га. Построили молочно-товарную ферму на 800 коров, овцекомплекс на 10 тыс. голов и кошары на 20 тыс. голов, овец было 30 тыс. голов. А ещё свиноферма, птицеферма. Пашни в колхозе были 10 тыс. га, где выращивали зерновые культуры: озимую пшеницу, ячмень, овёс, кукурузу на зерно и силос.
Люди воспряли духом, дружно работали. Появилась прибыль, начали обустраивать инфраструктуру села. Построили одну школу, потом трёхэтажную на 450 мест, МТС, Дом культуры на 450 мест с библиотекой, Дом быта, Дом для престарелых. Все общественные помещения отапливались газом, а сейчас МТС и гараж топятся буржуйками.
Культурная жизнь для сельчан, особенно молодёжи, поднялась на новый уровень. Председатель купил два комплекта инструментов для духового оркестра. Но возникла проблема: где взять специалиста, который бы научил ребят нотам и играть? И здесь председатель нашёл выход. Николай Михайлович Выжов, окончивший музыкальное училище, служил на сверхсрочной службе на Черноморском флоте. Демобилизовавшись, приехал в Бурукшун. Набрал группу ребят и в течение года научил их играть на духовых инструментах.
Первый поток был набран в 1964 г. из школьников 8-го класса. Поначалу они играли у себя в селе, затем стали выезжать к соседям.
Детский народный духовой оркестр стал одним из лучших в районе, а потом и в крае. Его приглашали играть на торжественных мероприятиях. Постоянно участвовали во всех музыкальных смотрах, в марш-парадах, которые ежегодно проходили в Ставрополе на площади Ленина.
Наш оркестр получил звание Народный с вручением диплома. Вот фамилии первого набора обучавшихся музыкальному мастерству в школе №12: В.И. Баришполь, П.Н. Надточий, В.Д. Сердюков, Г.М. Хилобок, В.А. Хилобок, А.И. Батрак, Н.П. Рубан, А.С. Нестеренко, А.Е. Евтеев, И.Н. Травнев, И.А. Рожкевич, Н.И. Коротенко, А.В. Исай, А. Рыбалко. На смену первой группе была набрана вторая: В.Д. Алейников, А.И. Яковенко, И. Щеглов, А.В. Зинченко, С.В. Мищенко, С.И. Сагань, А.И. Исай, Г.Н. Коваленко, А.С. Крицкий, И.В. Костенко, Д.И. Васильченко, В.И. Сахатский, А.Ф. Московец, И. Найко, В. Найко, Ю.И. Шестак.
Репертуар увеличивался, усложнялся и совершенствовался. Играли военные марши, классику: «Танец маленьких лебедей» Чайковского, «Хор охотников» Вебера, неаполитанские песни и многое другое.
На одном из смотров духовых оркестров в Благодарном директор Ставропольского музыкального училища обратила внимание на исполнение неаполитанской песни В.Д. Алейниковым. Она подозвала его к себе и сказала: «Берём тебя в музыкальное училище без экзаменов и вне конкурса».
Правление колхоза «Родина» членов духового оркестра поощряло. Профсоюз выдавал путёвки в Домбай и в туристические поездки по стране. Руководитель духового оркестра Н.М. Выжов чувствовал каждого подопечного. Секрет этого умения заключался в сочетании принципиальности и понимании души и таланта человека.
Николай Михайлович был строг, но справедлив, требователен, тактичен, всегда интересовался учёбой учеников в школе, их успеваемостью и говорил: «Учась музыке, вы обязательно должны хорошо учиться в школе».
Ребята так и делали. Заканчивая школу, многие шли учиться в ПТУ, техникумы и институты.
Анатолий Васильевич Исай, служа в армии в Польше в танковой дивизии, был зачислен в духовой дивизион. О нём в армейской газете поместили статью «Музыкант», где говорилось о том, что занятия в школьном духовом оркестре не прошли даром. За отличную службу ему было присвоено звание ефрейтора, он имел много благодарностей от военного инженера и командира части.
Самой большой наградой для Анатолия был краткосрочный отпуск домой. Хороший товарищ, он всегда мог оказать помощь, а это в армейском коллективе главное. Ефрейтор активно участвовал во Всесоюзном Ленинском зачёте «Решения XXIV съезда КПСС — в жизнь». Комсомольская организация оркестра благодарила родителей за образцовое воспитание сына.
Ещё один оркестрант Сергей Иванович Мищенко, выросший в Бурукшуне, поступил учиться в Нижегородский институт инженеров водного транспорта. До развала СССР работал на сухогрузе. Ходил в плаванье по Каспийскому и Чёрному морям, Волге. Когда в стране не стало работы, вынужден был уезжать в Англию, там служил на судне под чужим флагом.
В школе №12 села Бурукшун есть стенд «История духового оркестра села Бурукшун». До сих пор можно услышать самые тёплые воспоминания о Николае Михайловиче Выжове. Есть надежда, что духовой оркестр возродится. Музыкальные инструменты в целости и сохранности ждут новых ребят.
Что касается председателя колхоза «Родина», то память о нём сохранена, о нём говорят с любовью. Когда уезжал из колхоза в Пятигорск, жители села не хотели его отпускать, да и ему самому жалко было расставаться с полюбившимся трудолюбивым коллективом, которому он оставил в 1965 году один миллион полноценных рублей в кассе колхоза.
В знак благодарности и уважения колхозники в 1992 году на здании правления колхоза установили мемориальную доску в честь их любимого председателя Григория Филипповича Сергиенко.
И.Н. МИЩЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» 14 октября 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.