Основная часть наших читателей — люди старшего поколения, советские, для которых пространство Интернета не совсем понятная территория, да и наркотический бизнес — не та область, которой они интересовались бы. И всё же рекомендуем прочесть предлагаемый цикл публикаций. Может, кого-то эта информация повергнет в шок, но мы уверены: соотечественники должны знать, чем стала Россия за 30 лет капитализма.
Российская наркоторговля безжалостна. Пока дилеры зарабатывают миллиарды, сотни тысяч людей оказываются в тюрьмах, прощаются с жизнью или превращаются в живой труп с полуразложившимися внутренними органами и разрушенной жизнью.
Россию накрыла наркотическая чума, и этот тёмный мир существует буквально в двух шагах от нас. Кто стоит за самым кровожадным бизнесом XXI века, как он пустил корни в России и что испытывают те, кто стали его жертвой? Сегодня этот рынок захватила крупнейшая в мире даркнет-площадка Hydra, или Гидра (даркнет — скрытая сеть).
В России это огромная теневая система с оборотами в миллиарды рублей. Она охватывает тысячи городов и сотни тысяч людей, но о ней молчат в СМИ. Спрос на её продукцию выше, чем на нефть и газ. Это торговля наркотиками через Интернет.
Однажды в Шушарах
Тягач Volvo мчал по заснеженной трассе, разрезая фарами темноту. Водитель Сергей торопился закончить работу, чтобы поскорее попасть домой. До этого он, как обычно, забрал груз из «Петролеспорта».
Огромное предприятие занимает территорию в 122 гектара и ежегодно принимаетотправляет более 50 миллионов тонн грузов. 15 января 2019 года несколько сотен тонн пришлось на контейнеры с бананами, приплывшими рейсом Эквадор — Бременхоффенн — Петербург и достались водителю. Сергей забрал контейнер и повёз его на склад в Шушарах. Доехал за полчаса, но там его ждал неприятный сюрприз — очередь на разгрузку, из-за чего освободился только ночью.
Процесс снимали камеры видеонаблюдения. Сергей двинулся в обратный путь, но вскоре заметил, что за ним увязался тёмный микроавтобус с европейскими номерами. Водитель вспомнил, что днём эта машина крутилась возле склада, но тогда это не показалось подозрительным. Как только тягач выехал на шоссе, микроавтобус резко прибавил скорость.
Едва он поравнялся с кабиной Volvo, человек из машины начал кричать, чтобы Сергей остановился — якобы владелец груза забыл в контейнере что-то ценное. Но Сергей помнил, что контейнер пуст, к тому же, был наслышан об автоугонщиках — тягачи Volvo считаются одними из самых мощных, на их продаже можно хорошо заработать.
Сергей утопил педаль газа в пол. Преследователи не отставали. Микроавтобус несколько раз ударил правый борт тягача. В ответ Сергей резко выкрутил руль вправо. Через секунду он увидел в зеркале заднего вида, как преследователи съехали в кювет. Но пару минут спустя микроавтобус возобновил погоню.
Как опытный водитель Сергей знал, что впереди пост ДПС, и мчал к нему на полной скорости. Микроавтобус сдался лишь за сотню метров до него. Полицейские быстро объяснили Сергею, как ему «повезло» — в контейнере, который он вёз в Шушары, по оперативной информации, были не только бананы. Они попросили Сергея отправиться на другой склад, чтобы извлечь скрытый груз. Сделать это было непросто — по дороге тягач вновь попытались остановить.
На этот раз крепкие ребята в красном Dodge Caravan. Правда, таранить грузовик они не решились.
Когда оперативники обыскали контейнер, то обнаружили, что вместе с бананами в Россию приехали пятидесятикилограммовые брикеты с кокаином.
Рыночная стоимость секретного груза — 500 миллионов рублей.
Банановая страна
Бананы популярный фрукт в России. Почти 100% их экспорта приходится на Эквадор, родину человека со звучным именем Эдисон Вашингтон Прадо Алава и с не менее громким прозвищем Эквадорский Пабло Эскобар. Именно его 50 килограммов кокаина попали в руки петербургских оперативников благодаря храбрости водителя Сергея.
В апреле 2017 года в ходе операции «Восходящее солнце» колумбийские силы правопорядка арестовали Прадо Алава по обвинениям в наркоторговле, убийствах и взяточничестве. Вскоре его экстрадировали в США по требованию американского правительства. Согласно данным управления по борьбе с наркотиками, за два года ему удалось ввезти морем на американскую территорию больше 250 тонн кокаина.
Однако арест главаря не остановил ни кокаиновый бизнес картеля, ни его поставки в Санкт-Петербург. В июне 2019 года в петербургском морском порту изъяли рекордную партию кокаина в 400 килограммов от картеля Алавы стоимостью 4,5 миллиарда рублей.
Бананы — фрукт нежный. Их везут через океан недозревшими, это строгое правило: достаточно одного спелого плода, чтобы заразить созреванием другие бананы, тогда вместо партии крепких и пригодных к продаже после искусственного дозревания фруктов до склада доедет жёлто-коричневая каша.
Банановые рефрижераторы держат постоянную температуру на всех этапах путешествия, открывать их нельзя — испортится вся партия. Это делает бананы идеальным прикрытием для контрабанды наркотиков. Вскрытие контейнера равносильно заведомой порче товара, значит, хозяин груза сможет подать в суд на ФТС, которая кошмарит честный витаминный бизнес, и потребовать возмещения ущерба.
Проверить груз можно только на основании оперативной информации. Если он коммерческий, его задержка может стать поводом для мгновенного обращения в суд. Поэтому таможенное оформление скоропортящихся товаров проходит в ускоренном режиме.
Подмазанные наркомафией сотрудники порта заранее знают номера прибывающих контейнеров и сразу вносят их в систему как проверенные. Свой человек в порту и в компании-владельце груза говорит, где искать тот самый контейнер. Затем к нему пристраивается эскорт, в который на каком-то этапе перегружают товар.
Бывший сотрудник силовых структур: «В большинстве портов из одного миллиона контейнеров в среднем проверяют только пять тысяч — 0,5% от общего потока. А значит, 99,5% поставок наркотиков происходит без проблем. Петербург не исключение».
Врата ада
Картина наркотрафика в Россию оставалась неизменной с начала 90-х годов и до 2016 года — большинство запрещённых веществ попадали в страну через морские порты. Кокаин из Южной Америки, экстази из Нидерландов, амфитамин из Бельгии — все прибывали в Санкт-Петербург и Усть-Лугу, чтобы разойтись по городам России и направлениям европейского транзита. Но в 2016 г. ситуация в стране изменилась.
Сразу несколько крупных таможенных брокеров были арестованы за нелегальный импорт алкоголя, техники и элитной одежды через морские порты. ФСБ задержала одного из крупнейших бизнесменов Петербурга Дмитрия Михальченко, владельца группы компаний «Форум», тесно связанного с тогдашним главой ФСО Евгением Муровым.
О дружбе Михальченко с силовыми структурами было известно с середины 2000-х годов. Тогда он с помощью ФСО смог добиться изменений в ГОСТ Минобороны лишь затем, чтобы получить новые рынки сбыта для приобретённого в 2004 году убыточного прядильно-ниточного комбината им. Кирова. А в 2011 году Михальченко убедил Мурова сделать одно из предприятий в рамках ФСО единственным подрядчиком на строительство и реставрацию недвижимости для Президента России.
Уже через пару месяцев связанное с Михальченко ФГУП «Атэкс» за 858 миллионов рублей строило резиденцию «Бочаров Ручей» в Сочи. Позже его компании за 5,7 миллиарда рублей перестраивали резиденцию президента в Ново-Огарёво и за 105 миллиардов рублей реставрировали огромное количество зданий.
Но главный актив Михальченко — многопрофильный перегрузочный комплекс «Бронка» в Большом порту Петербурга. Как оказалось позже, он и погубил своего хозяина. После введения санкций в 2014 году объём грузоперевозок упал, строительство «Бронки» фактически остановилось. Но Михальченко не смог бездействовать и начал выводить всё больше денег из строительства и реставрации, чтобы вкладывать в убыточную «Бронку». Этим он подставил своих покровителей из ФСО и лично Мурова.
Последней каплей стало желание Михальченко в разгар санкций контрабандой провезти в Россию партию коллекционных вин и коньяка. За это 15 марта 2016 года он был арестован в Москве. Через два месяца Евгений Муров покинул пост главы ФСО.
В апреле 2017 года ФСБ пришла за знакомым Михальченко крупнейшим таможенным брокером и перевозчиком России, совладельцем ULS Global Игорем Хавроновым. В начале 2000-х он был не самым авторитетным контрабандистом под крышей Тамбовской преступной группировки, но когда в 2007 году верхушку группировки арестовали, Хавронов понял, что власть меняется. Через год он познакомился с Михальченко, и его бизнес резко пошёл в гору. В то время Хавронов был совладельцем небольшой компании «Сигма», владевшей собственным парком грузовиков и паромом. В 2009 году ему повезло: Путин жёстко раскритиковал ФСБ за контрабанду на Черкизовском рынке, и чекисты быстро разгромили всех его конкурентов. Поэтому когда в 2009 году в Петербурге начал работу грузовой порт «Усть-Луга», «Сигма» оказалась монополистом.
Затем Хавронов создал компанию ULS Global, купил склады в Европе и два грузовых самолёта, а после введения санкций в 2014 году захватил весь трафик товаров из Турции — от овощей и фруктов до одежды. Не забывал и об авторитетном друге Михальченко, поставлял контрабандный алкоголь в его рестораны и возил контрабандой итальянскую одежду для его бутиков. Это заинтересовало офицеров ФСБ, искавших подходы к Михальченко.
Хавронов, сам того не ведая, стал ключевым персонажем в разгроме российского рынка контрабанды наркотиков. Арест Михальченко и Хавронова нанёс сокрушительный удар по поставкам почти всех популярных в стране запрещённых веществ. Проверенные люди на местах, чётко отлаженные схемы и договорённости с поставщиками — после ареста двух самых могущественных фигур в российской трансграничной торговле вся система в одночасье была парализована страхом.
Наркотики из Европы, которые раньше ввозились для сбыта в России, перестали идти через порты. Пострадали крупные продавцы, торговавшие импортными наркотиками: гашишем, МДМА, экстази, марками.
Если раньше коридоры поставок были стабильными и люди на точках были уверены в себе, то после разгрома брокеров они начали переживать и массово сливаться с пропуска грузов. Голландский и бельгийский экстази, чешский амфитамин, ввозимый через Испанию марокканский гашиш, а также сортовая марихуана из всей Европы резко взлетели в цене. Обычно их возили фурами: «синтетику» и «шишки» — через Латвию и Финляндию, гашиш — через Турцию.
Но когда стали арестовывать брокеров и выборочно досматривать грузы, персонал перестал гарантировать безопасность прохода товара.
Владимир ТОДОРОВ, Аслан РАСУЛОВ, Антонина МАТВЕЕВА.
Продолжение следует.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» 14 октября 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.