В своих посланиях и на пресс-конференциях В.В. Путин неоднократно отмечал необходимость осуществлять в стране крупные инфраструктурные проекты, которые могли бы соперничать с масштабами строительства в СССР. Их единицы, и это не даёт покоя самолюбию президента.
Один из таких проектов — строительство трассы Москва — Казань протяжённостью около 800 километров. В перспективе она должна будет соединить западный Китай и Европу. По этой скоростной магистрали в обоих направлениях пойдут большегрузы с товарами.
Изначально проект оценивался в 450 млрд рублей, 200 из которых будут приходиться на внебюджетные фонды, то есть на инвесторов. Однако глава госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко на Петербургском экономическом форуме заявил о том, что стоимость проекта составляет 639 млрд рублей, 150 из которых приходятся на средства Фонда национального благосостояния. Про остальные деньги он промолчал — но это тоже бюджетные средства — и подчеркнул, что финансы уже выделены, подрядчики работают.
Если нашим гражданам когда-нибудь приходилось проезжать по магистралям средней полосы нашей страны, думаю, на дороги не жаловались. Это вполне качественный асфальт, широкое полотно — не хуже, чем в европейской части России, чего не скажешь об окружающей действительности. Автомобили мчатся мимо серых деревянных, местами покосившихся домов российских деревень, будто за обочиной не XXI век. На обновление инфраструктуры этих населённых пунктов у правительства Путина денег нет, а вот на дорогу в процветающий Китай — пожалуйста.
Нам объясняют, что это для экономического развития страны, в интересах всех. Наш народ всё это проглатывает. Но давайте вместе задумаемся: а насколько эффективна эта дорогостоящая трасса? Самый экономичный вид транспорта — морской, за ним идёт железнодорожный, самый накладный — автомобильный. Если одна фура может за рейс перевозить максимум 40 тонн, то паровоз потащит состав из 30 вагонов каждый по 40 тонн.
Автомобильные перевозки на такие далёкие расстояния экономически невыгодны — доказано практикой. В российском правительстве, конечно, об этом знают. И всё же собираются строить. Сейчас вы поймёте, почему.
Строительство дороги разделено на восемь этапов, у каждого участка свой подрядчик, и фамилии застройщиков известны: Тимченко, Ротенберг и далее по списку. Нетрудно посчитать стоимость одного километра дороги: почти миллиард рублей! И это не предел.
Как обычно бывает, с ходом строительства «затраты» заметно подрастают. Но даже не это возмущает. Какие такие «высокотехнологичные» материалы собираются использовать при строительстве дороги, которые столько стоят? Может, с добавлением золота? Нет, обычные карьерный песок, щебёнка, битум — и дорога готова. Строить её будут низкооплачиваемые рабочие из Средней Азии. Всё, как всегда в России. К тому же, дорога, построенная на наши с вами налоги, будет оплачиваться из нашего же кошелька. Предварительная стоимость платного километра 2,5 рубля для легкового автомобиля, за весь участок набегает почти 2 тыс. рублей.
Вряд ли китайские грузовики заполнят эту магистраль, они-то деньги умеют считать. Для россиян всё обернётся новым подорожанием товаров, перевозимых по трассе Москва — Казань, а бюджетные легковушки в целях экономии начнут объезжать «золотую» дорогу по привычной пыльной гравийке. Но не это заботит наше правительство. Главное, чтобы олигархи поплотнее набили себе карманы.
Лидия СЕРГЕЕВА.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 19 августа 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.