Печально, но у нас не менее 17,7 миллиона бескультурных и необразованных человек. Основание так считать: «Рэпер Моргенштерн стал самым успешным музыкантом в России, по версии журнала Forbes. За год он заработал почти 7,5 миллиона долларов, в СМИ его упоминали 47 тысяч раз, количество подписчиков в его социальных сетях превышает 17,7 миллиона».
Искать «стихи» этого «частушечника» пришлось недолго. Цитирую «самый смак»: «Batch, я — молодой аристократ (Я молодой) / Сука, на мне камни сто карат (А ты тупой) / Столько money, будто Эмират (Я как Дубай) / Я — легенда, можно умирать (Кхмкхм-кхм)».
В жизни каждого человека присутствует музыка. Когда она сопровождается словами, возникает песня. Их любят многие. Кто-то любит слушать, кто-то пытается подпевать любимым исполнителям, а кто-то поёт сам.
Почему люди поют? Есть разные причины. Одному весело, другому грустно, каждый может петь или слушать песню по настроению. Тот, кому весело, слушает или поёт весёлую, потому что у него хорошее настроение. Тот, кому грустно, — грустную. Но оба человека могут слушать или петь одну и ту же песню. Один оттого, что настроение хорошее, другой, потому что хочет поднять себе настроение. Значение песни в том, что она выступает как камертон, по которому человек настраивает себя. И ему хочется слушать или петь любимую песню.
Два русских поэта — Борис Чичибабин и Евгений Евтушенко — независимо друг от друга, но движимые чувством глубокого страдания, написали горькие строки. Первый: «Мы в той Отчизне родились, которой больше нет». Второй: «Мы родились в стране, которой больше нет». Удивительная однострунность душ.
Впрочем, чему тут удивляться, если родом из этой затонувшей Атлантиды тысячи и тысячи, миллионы наших современников! Вот почему, едва заслышав первые музыкальные аккорды из вступления к песне «Мой адрес — Советский Союз», многие приосаниваются, распрямляют плечи, глаза начинают блестеть, как когда-то в далёкой молодости.
Почему сейчас так мало хороших песен? Этот вопрос периодически возникает не только у меня. Почему мы прилипаем к экранам, когда показывают концерты Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, вечера памяти о великих советских поэтах и композиторах? В моей семье, например, в новогоднюю ночь давно не смотрят концерты на Первом или России 1. Мы на каких-нибудь второстепенных каналах находим трансляции «Голубых огоньков» 70-80-х годов или программы, полностью составленные из старых советских фильмов, слушаем и смотрим до самого утра.
Дело совершенно не в том, что в силу возраста мне хочется побухтеть на современную молодёжь или сегодняшние вкусы. Просто кажется, что в какой-то момент люди стали деградировать, и началось это со времён разрушения СССР. А сейчас меня интересует одно: почему государство не вмешивается и не применяет цензуру в отношении песен, кино, телевизионных передач? Это всё очень влияет на психику, особенно на неокрепшую психику детей и подростков. Ведь они слушают, что популярно и звучит из всех утюгов. Им не приходится выбирать, так как их сверстники могут потом засмеять за музыкальные предпочтения.
Это ли не пример следования за толпой, соответственно, и глупостью человеческой? Слушать, что модно, а не то, что «старое и неактуальное». Но в старых песнях по сравнению с современными есть смысл, в них вкладывали душу. Их писали не с целью заработать, а с целью донести до слушателя те или иные мысли.
В советских песнях не было мата, дискриминации и пошлых тем. А если такие были, то на экраны ТВ и на радио их не пропускали, ведь на тот момент действовала жёсткая цензура. На концертах никто ничем не крутил и прелести свои не выставлял. А сейчас выступают кто в чём, чем открытее наряд, тем лучше.
Весь наш современный шоу-бизнес, эта надоевшая до тошноты тусовка, замешен на таких деньгах, которые и не снились обыкновенному зрителю. Продалась наша гнилая интеллигенция за тридцать сребреников тому, кто больше заплатит. Небезызвестный Гайдар на заре перестройки говорил: «Придёт поколение с полными карманами и пустыми глазами». Это время наступило.
Почему старые песни и фильмы вызывают слёзы? Наверное, потому, что они проникают в самые потаённые уголки сердца и души, задевают за живое. У любого порядочного человека подобная реакция — норма.
Советские песни наполнены смыслом, в них присутствует рифма. Сейчас послушаешь, какую чушь поют наши безголосые «поп-звёзды», и понимаешь громадную разницу настоящей музыки и того, что пачками штампует музыкальный станок современного шоу-бизнеса.
Но не это главное. Главное — всегда помнить своё прошлое, чтить и уважать старшее поколение. Мы жили по другим законам, пели другие песни, слушали другую музыку и шли вперёд к светлому будущему, которое у нас забрали. Я с огромным уважением отношусь к нашей рок-музыке, к песням своих предков, современным песням, несущим смысловую нагрузку и рифму, но, видимо, никогда не пойму нынешних безголосых певцов и песни, которые они исполняют. В наше время практически нет даже намёков на исправление ситуации. Россия прочно заняла позорное место в самом хвосте мирового музыкального шоу-бизнеса.
Светлана ШЕРЕМЕТЬЕВА.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 19 августа 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.