История России в иные периоды носит противоречивый характер. Да и не может быть простым путь становления государства, являющегося одним из крупнейших в мире. Неотделим от неё исторический путь казачества, отношение к которому в настоящее время неоднозначное. Кто-то считает неоправданным его возрождение, но есть и те, кто видит в казачестве особый смысл сохранения общечеловеческих ценностей, духовно-патриотического воспитания
Братья казаки, кто мы?
«Ряженые», «военное сословие», «особый этнос»? Русские православные? Какую роль мы сыграли в истории России, в том числе современной? Давайте вместе попробуем разобраться и посмотрим на казачество сквозь призму сегодняшней действительности.
Мы не будем касаться спорных и противоречивых вопросов истории, откуда пошли казаки, а рассмотрим её как есть. В те далёкие времена, когда Русь была в границах Владимирского и Тверского княжеств, южнее — в Причерноморье и восточнее — между Днепром, Доном и Волгой, простиралось дикое поле — территория, которую населяли кочевые племена и разный разбойничий люд.
Основные занятия и смысл жизни этого люда в степи были хищнические набеги, разбой, соперничество с более цивилизованными соседями. Все правители тех времён рассматривали эту территорию и людей, её населявших, как разбойный воровской люд, но тем не менее и как потенциальных союзников в борьбе со своими соседями.
Мы с уверенностью можем сказать, что представителей кочевого дикого люда, беглых крестьян, селившихся в междуречье Днепра, Дона и Волги с их притоками, называли «вольное казачество». Постепенно происходит его социальное и материальное расслоение, выделение служивого казачества, которое приблизительно с XV века начинает выполнять охранные функции земель для защиты восточных и южных границ.
Служивое реестровое казачество получало жалованье за службу. При этом вольные казаки не переставали грабить посольства, торговые караваны и мирное население. Основным источником их существования была добыча от военных походов, которые они совершали по рекам, морю и суше, к примеру, походы «за зипунами и ясырем» в Турцию, Персию, Крым и на Кавказ, в Московию.
С усилением Руси и расширением границ менялась и роль казачества, оно стало принимать участие в охране порубежья, окраинных городов как отдельный род войска в межгосударственных войнах. Казаки стали воевать «за царя и Отечество». Они принимали участие практически во всех войнах, которые вело российское государство. Помогали освобождать Русь от татаро-монгольского ига, рубить «окно в Европу» в XVII веке. Участвовали в русскотурецких и наполеоновских войнах XVIII — ХIX вв., в революционных событиях 1917 — 1922 гг. Нельзя переоценить героическую роль казаков в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Уже по этим периодам истории России можно проследить изменение стремлений казаков воевать не за добычу, а за свободу. На южных рубежах России по рекам Сунжа и Терек разместилось Терское свободолюбивое казачество, впитавшее славянскую и кавказскую ментальность, сыгравшее значительную роль в кавказских войнах, в сдерживании турецкой и персидской экспансии.
Говоря о расширении границ нашей Родины на Восток, нельзя не упомянуть такие имена, как Ермак, Хабаров, Дежнёв. Необходимо сказать об известных казачьих атаманах, с которыми связаны важнейшие события.
Михаил Черкашенин, атаман времён Ивана Грозного, который помог выиграть битву при Молодях в 1572 г. Наум Васильев — донской атаман, участвовавший во взятии Азова в 1637 г., он держал оборону от турок и татар. Матвей Платов — атаман, чьё имя знают во всём мире, именно он возглавил Индийский поход и ездил в Лондон для заключения мирного договора с Наполеоном.
Степан Разин, Емельян Пугачёв, Иван Болотников возглавили самые крупные в истории России восстания. Необходимо вспомнить о рождении казачьих войск Семиречья, Забайкальского, «унтового» Уссурийского войска и продвижении их на Дальний Восток, Яицкого войска, в которое брали инородцев при колонизации Средней Азии.
Нельзя пропустить мрачные страницы нашей истории — Смутное время, когда Русь терзали польские и шведские интервенты, в том числе запорожские и донские казаки. Именно казачество помогло прийти к власти новой царской династии во главе с Михаилом Романовым.
Вспомним азовские походы внука первого царя из Романовых Петра I и его северные походы. Или предательство казаков Богданом Хмельницким, который переметнулся к Карлу XII. Не отсюда ли взят пример современными жителями Днепра — Львовщины — наносить удар в спину, когда они переметнулись к Западу за обещанные подачки, забыв об общих ценностях, забыв о том, что предки западников приходили с Наполеоном грабить и терзать нашу Россию, а весь православный народ поднялся на это «исчадие ада», поднялось и всё казачество.
На Дону было мобилизовано более 40 полков, в станицах оставались только пожилые казаки, подростки и казачки. То же самое наблюдалось и во всех казачьих войсках. Доблесть казаков можно охарактеризовать словами Наполеона: «Дайте мне двадцать тысяч казаков, и я завоюю весь мир!».
Нельзя забывать, что именно казачество явилось основной силой в создании и охране Азово-Моздокской оборонительной линии в предгорьях Северного Кавказа, когда с 1777 по 1829 годы были построены оборонительные крепости и основаны казачьи станицы для защиты южных рубежей Российской империи. В этом проявилась особая государственная миссия казачества.
XX век ознаменовался множеством потрясений в мировой и отечественной истории: революции, войны, период Гражданской войны, когда сын пошёл на отца и брат на брата, когда казаки, исповедовавшие одну религию, имевшие одну ментальность, разделились и многие из них покинули пределы России. Как известно, всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
Мы помним о том, что перед Гитлером, позвавшим за собой всю «цивилизованную Европу», не устояла часть эмигрантов из России, выступивших на его стороне. Однако нельзя забывать и тех из них, кто не предал свою истинную Родину.
Как можно забыть о корпусе Льва Доватора, который состоял в основном из ставропольских и терских казаков, сложивших головы в снегах под Москвой, о казаках, сражавшихся на всех фронтах Великой Отечественной войны?
Теперь, когда русский мир нуждается в защите, возрождается казачий дух, можно ли нас называть «ряжеными»? Ведь кто кроме нас сдерживает тихую оккупацию южных земель нашей страны, противостоит хищническому воздействию, расшатывающему многонациональный и многоконфессиональный мир Северного Кавказа, противостоит насаждению среди молодёжи настроений вседозволенности, разнузданного поведения и нетерпимого отношения к ближайшим соседям?
Именно мы, казаки, разделяем со всем народом эту нелёгкую миссию сохранения единства, силы духа, чести и правды, которыми сильна Россия!
Г.Н. ПОНОМАРЕНКО,
казак Петропавловского хуторского казачьего общества СРКО СОКО ТВКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 29 июля 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.