Видимо, нет такого человека, который бы ни разу в жизни не испытал чувство унижения или сам не унизил бы, пусть даже случайно, достоинство другого. Увы, взаимное унижение — обычное дело в общении людей. Но это не означает, что с унижениями нужно мириться и принимать их как норму.
В отличие от животного мира, основанного на доминировании и строгой иерархии в стаде, человеческое общество имеет в своём основании равенство. Можно сколько угодно высмеивать идею равенства, но человек никогда не откажется от звания человека, не смирится с тем, что кто-то доминирует над ним. Конечно, без подчинения в обществе нельзя, но в глубине души гражданин всегда будет воспринимать подчинение как унижение. Добиться добровольного повиновения без обид и унижений — одна из сверхзадач общества.
Следует отметить, что унижение — именно человеческая категория. Природа может убить, но не унизить, унижает только человек.
Что такое унижение? Это умаление, по словам В. Гюго, лишение человека человеческого облика. Унижение — и самовозвышение себя, и умаление другого. Это даже вызов богу, ведь по библейским канонам бог создал всех людей равными перед ним, значит, и друг перед другом.
Унижение может быть физическим, нравственным и комплексным. Но человек всегда его переживает в качестве нравственной пытки. Как правило, он унижение и не забывает, и не прощает. Это рана, которая кровоточит всю жизнь.
Не все понимают, что унижать — значит воспитывать себе врага, готовить наказание себе. Унижать народ означает подготавливать революцию. Я большой противник цветных революций, например, в той же Беларуси, но ведь А.Г. Лукашенко во многом сам спровоцировал её тем, что унизил свой народ бессменностью власти, даже если он и побеждал законно. Но разве в это могут поверить массы, ведь Беларусь — не монархия и не деспотия, а демократическая республика.
Виды унижения человека человеком могут быть разными. В их числе классовое унижение, когда априори признаётся, что одни люди созданы для того, чтобы управлять, а другие повиноваться. Увы, на этой точке зрения стоял даже Аристотель, что ставит под вопрос его величие. Скорее всего, это была уступка древней аристократии, потому что точку зрения о том, что все люди равны, философу богатые классы не простили бы.
Но эта точка зрения жива и сегодня. Чем нынешние господа объясняют проблемы России XX века? Тем, что Россией правило быдло, мужичьё, кухарки и кухаркины дети. Вот и обогнал нашу страну Запад по всем показателям. Поразительно не то, что господа так заявляют, а то, что с этой точкой зрения соглашаются миллионы людей труда, занимаясь самоунижением. Почему не унижать людей, которые унижают себя сами?
С классовым унижением тесно связано расовое. Нынешние пылающие США — расплата за прошлое расовое унижение цветного населения. Бумеранг вернулся. Вина нынешних белых за беспредел своих предков довольно спорная. Но наказание за прошлое зло настигло, в сущности, невиновных. И нужно платить по счетам. К тому же, ни одна наука в мире ещё не установила принципиальные преимущества одной расы перед другой. Все попытки потерпели крах.
То же можно сказать и о национальном унижении. Море крови пролито из-за того, что одна нация вдруг начинала мнить себя в качестве господствующей. Какие выводы из прошлого сделаны? Никаких…
Нас, славян, и русских в особенности, это касается в полной мере. На русских по-прежнему Запад смотрит с позиций маркиза де, Кюстина, который в эпоху Николая I посетил Россию и написал по итогам этого путешествия пасквиль, который в царское время в России был запрещён, а ныне его можно легко найти в Интернете. Идея Русского мира, с которой активно выступает КПРФ, не является надуманной. Вообще чудовищно, что русским и в XXI веке приходится доказывать, что они нормальные люди.
Национальная проблема сохранила свою остроту для многих других народов. Чудовищное военное противостояние азербайджанцев и армян в Нагорном Карабахе, там кровь льётся за территорию. И конца взаимному озверению не видно.
Ещё один вид международного унижения — религиозное. Когда говорят, что церковь — самый кровавый институт в мире, это кажется преувеличением. Но возьмите любую религию, и вы увидите в каждой из них, кроме буддизма, доказательства превосходства одной над другой. И наше православие исходит из того, что именно мы правильно славим бога. А ислам, в котором все прочие верующие называются неверными и особенно — назаретяне и иудеи. Мы для них — гяуры, т.е. иноверцы, а их нужно при случае уничтожать.
И тот, кто начинает рассуждать на религиозные темы сегодня, как и века назад, рискует не только душевным благополучием. Свидетельство тому — нынешние религиозные процессы в Западной Европе и особенно во Франции. Там столкнулись две системы ценностей: то, что для французов ценность (свобода самовыражения), для мусульман посягательство на их святыни.
На какую сторону стать, какая хуже? Обе хуже: французы виновны в том, что не считают пророка Мухаммеда святыней для исламистов, а исламисты виновны в том, что человека иной веры не только не считают святыней, но и человеком вообще. Ему голову режут, словно барану. Это и есть крайняя форма унижения человека человеком. И она процветает в XXI веке. Не чудовищно ли?
Но в обыденной жизни люди страдают от иных форм унижения, более «гуманных».
Назову известные.
Обращение «господа». Человеку советского воспитания это обращение равносильно издевательству, оскорблению. Ведь мы все были товарищами, откуда выскочили эти господа? И ведь пыжатся, как павлины. Господа — унижение бога, разве он, если он есть, возрадуется тому, что его имя низводят до уровня человека? Господа — возвеличивание себя (над кем ты господин?) и унижение других, значит, другие — не господа. Нет уж, или все господа, или никто, кроме бога.
«Оскорбления и обвинения». Эти формы унижения взаимосвязаны и используются на подсознательном уровне как средство самооправдания и компенсации собственных страхов и комплексов неполноценности. Такие оскорбления, как «нищеброды», и обвинения «я же разбогател, а почему ты не разбогател?» — самозащита. Не могут все заниматься бизнесом и быть успешными, для этого нужны определённые данные, которыми обладает небольшой процент населения. Требовать бизнес-успеха от каждого — примерно то же, как ожидать от всех высоких музыкальных или поэтических способностей.
«Богатство». Богатство одних людей — унижение для других. Но кто из богатых думает об этом? Неужели нынешняя власть всерьёз полагает, что можно добиться единства между богатыми и бедными? Тем более в условиях России. В той же Франции всегда были бедные и богатые. У нас после Советской власти вдруг возникли богатые. Откуда? Рай для богатых соткан из ада для бедных, как говорил тот же Гюго. Богатство нынешних господ неправедное. Бедные не завидуют богатым, как утверждают сами богатые, они ненавидят их. Понимают ли богатые разницу между завистью и ненавистью и чем им это грозит?
«Привилегии». Привилегии для одних — унижение для других. Причём люди не склонны подразделять привилегии на заслуженные и незаслуженные, как это было в советское время. Они создаются или за счёт богатства, или за счёт должности у чиновничества. Чиновники любят купаться в привилегиях, они же vip-персоны. Везде стараются отгородиться от быдла… А ведь привилегии сегодня могут оказаться петлёй завтра. Особенно злит людей, когда привилегиями отцов начинают пользоваться их дети, чему свидетельство поведение «золотой молодёжи».
«Молчание». В «Родину» нередко обращаются жители края именно по этому поводу. Говорят: куда только не обращались со своими проблемами — никакой помощи, даже ответов нет, помогите, как в советское время, хоть вы. Чем поможет людям оппозиционная партия, если все рычаги власти находятся в чужих руках? Разъясню словами М. Монтеня: «Нет ответа более унизительного, чем презрительное молчание». Хотите избавиться от этой формы унижения? Возвращайте к власти коммунистов…
«Просьба». Нормальная человеческая жизнь невозможна без просьб, обращённых друг к другу. Ведь человек создан служить опорой другому человеку. И всё же просьба просьбе рознь. По-моему, просьба — самая распространённая и обидная форма унижения человека человеком. Сказано же: просящий — раб. Существуют даже рекомендации, как просить, чтобы тебе не отказали. Просьба особенно унижает, когда человек просит то, что ему обязаны обеспечить.
Никогда не просить не получится, но заменить многие просьбы требованиями можно и должно.
«Покаяние». Уже несколько десятилетий нашему народу, в большинстве советскому, навязывают эту идейку — покаяние за революцию, опыт социализма и даже за Победу в Великой Отечественной войне. Дескать, досталась слишком большой кровью и привела к порабощению всей Европы. Но кто судьи? Как раз те, которым рано или поздно придётся каяться.
Как бороться с унижениями? Пётр I в январе 1722 года ввёл Табель о рангах. Этот документ фактически покончил с местничеством, упорядочил сословную иерархию в России и позволил незнатным людям продвинуться по службе и получить высокие титулы. Меньшиков, Апраксин, Толстой — элита петровской эпохи.
В советское время этот документ утратил своё значение. Но вернулся капитализм, а ему Табель о рангах не нужен: у кого больше денег, у того и ранг больше.
Важно понимать, что проблема преодоления унижений в буржуазных условиях неразрешима в принципе. Можно пробовать действовать на буржуа моралью, например, разъяснять, что нельзя принижать человека, не принижаясь вместе с ним. Но моральное воздействие на буржуа, как с гуся вода.
Вот что сказала спикер верхней палаты парламента В. Матвиенко в адрес руководителей компании «Норникель»: «Боятся из списков Forbes вылететь? Не вылетят и даже не подвинутся ниже. Я не призываю к совести, совести нет, там сплошной цинизм. Абсолютное безразличие к Отечеству, где они зарабатывают огромные деньги и где живут люди в некомфортных условиях и зарабатывают им эти миллиарды». Что ж, всё верно сказано, но Васька слушает и ест. Совесть — не буржуазная категория.
Что делать?Нужно делать то, что записано в Программе КПРФ — бороться за коммунистическую власть. Коммунизм — идеология, политика и практика преодоления унижений человека человеком. Коммунизм превращает людей в товарищей, а требования товарищей уже не являются унижением.
По словам К. Маркса, коммунизм — практический гуманизм.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 20 мая 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.